На заседании постоянной комиссии городского парламента по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры решено вернуться к обсуждению «яблочного» законопроекта о платных парковках в декабре. Представители Комтранса по-прежнему считают принятие этого закона пустой тратой времени при наличии куда более серьезных проблем в сфере организации дорожного движения.

Ранее Комтранс заявил, что пока не видит целесообразности включения новых районов в парковочное пространство. Таким образом, Васильевский остров стал четвертым и последним из районов Петербурга, где синяя разметка упорядочила хаотичную парковку. Дальнейшее динамичное расширение платной парковки могло бы обеспечить дополнительные доходы бюджету. Но Смольный дает понять, что «не в деньгах счастье» и дело не в доходах бюджета. Платные парковки – проект, направленный на развитие общественного транспорта, которым пользуется огромное количество горожан и гостей города.

Авторы «яблочного» законопроекта считают, что развитием парковочного пространства должны заниматься депутаты городского парламента. Именно народные избранники должны принимать решения, где и сколько будет платных парковочных мест, в какие периоды места будут бесплатными, а также определять их стоимость. Как объяснил зампредседателя «яблочной» партии Борис Вишневский, регулированием платных парковок должен заниматься закон, а не чиновники.

«Сейчас все обстоит так, что мы можем просить исполнительную власть, а она может не соглашаться. Мы ничего не можем с ними сделать»,
— поделился Борис Вишневский.

Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский. Фото: Baltphoto / Андрей Пронин

Зампред Комтранса Петербурга Дмитрий Ваньчков парирует, что исполнительная власть вносит необходимые коррективы в систему платных парковок, причем оперативно.

«Ежегодно до 1 февраля мы размещаем на официальном сайте Комитета объявление о сборе предложений включении дорог в перечень зон платных парковок, а также об исключении их из перечня. Комитет учитывает все предложения, поступившие соответственно до 1 марта»,
— заявил Дмитрий Ваньчков.

Он отметил, что комитет быстро реагирует на проблемные ситуации, например, на проблему количества парковочных разрешений на один адрес для жителей районов, где расположены зоны платной парковки.

«Мы считаем принятие закона нецелесообразным. Куда важнее решить на законодательном уровне вопрос с самокатами, вопрос с каршерингом – действительно, ряд острых нерешенных вопросов есть»,
— добавил представитель Смольного.

Спохватились

Петербуржцы отмечают крайне запоздалую реакцию «Яблока», ведь проект Единого городского парковочного пространства (ЕГПП) реализуется почти 10 лет – с 2014 года, а вошедший в зону синей разметки Васильевский остров стал последним этапом запланированного расширения. Все эти годы партия была в составе Заксобрания, но с оформленными в законопроект предложениями выступила только недавно.

«Раньше не приходили штрафы, можно было встать на платную парковку и ничего не платить»,
— утверждает Борис Вишневский.

Однако всем было понятно, что рано или поздно механизм заработает и штрафовать начнут. Это признает и сам депутат. Запустить сложную систему в миг вряд ли возможно. Однако, ваять закон фракция «Яблоко» начала, по признанию Бориса Вишневского, после первой жалобы на штраф примерно год назад.

На фоне заявлений Комтранса, что включение в ЕГПП новых районов не планируется, а стоимость парковочного часа увеличивать нет необходимости в ближайшей перспективе, депутаты «Яблока» решили перехватить инициативу дальнейшего развития проекта платных парковок. Открытым остается вопрос – в каком именно направлении?

В Заксобрании представлены различные политические силы, имеющие свое видение. В целом ожидаемые популистские призывы отменить платные парковки соседствуют со смелыми предложениями сделать въезд в центр Петербурга платным даже для тех, кто едет транзитом. Сетуя на непомерную нагрузку автотранспорта на улично-дорожную сеть, транспортные инженеры действительно называют платный въезд – эффективной мерой. Но Смольный даже не рассматривает такие радикальные сценарии, ограничиваясь куда более мягкими мерами регулирования трафика в мегаполисе. По словам Дмитрия Ваньчкова, проект платных парковок – сугубо социальный, нацелен на обеспечение приоритета общественному транспорту и созданию комфортной городской среды для жителей.

За бугром

Подчеркнем, что опыт организации платного въезда в центральные районы города применяется как в Европе, так и в Азии: в Сингапуре система работает с 1975 года, в Лондоне — с 2003. Позже была внедрена в Стокгольме и Милане. Регулировать трафик при таком раскладе легко и просто: растет стоимость — снижается поток желающих. При этом плата за парковку не отменяется.

Мэрия Нью-Йорка использует иной формат регулирования трафика. Используя ландшафт местности как «природный шлагбаум», власти сделали платным проезд по ключевым мостам и тоннелям, которые ведут в центральные районы. Например, проезд только в одну сторону по мосту Джорджа Вашингтона обойдется в 17 долларов США всем, кто хочет попасть на личном авто в Манхэттен. Стоимость парковочного часа – до 7,5 долларов. Таким образом, трехчасовое посещение острова для деловой встречи обойдется автовладельцу свыше 50 долларов. Для сравнения, чашка кофе в Нью-Йорке стоит порядка 3 долларов, что эквивалентно 280 рублям. Даже при относительно высоком уровне жизни жители Нью-Йорка предпочитают общественный транспорт.

У нас

В Москве платными парковками охвачены не только центральные, но и спальные районы. Стоимость варьируется в зависимости от района и достигает 480 рублей за парковочный час, при этом въезд в центр – бесплатный. Штраф в размере 3000 рублей ждет всех, кто не успел оплатить парковку в течение 5 минут. Парковочное пространство платно 24 часа в сутки, исключение составляют воскресные дни и государственные праздники России – некоторые парковочные зоны становятся бесплатными.

В Петербурге платные парковки действуют на территории 4 из 18 районов города, плата составляет 100 рублей в час и взымается только с 8 до 20 часов. Вечером и ночью парковочные места могут занимать все желающие без оплаты. Штраф за неоплату, как и в Москве, составляет 3000 рублей, но бесплатное время больше в 3 раза – 15 минут. Зачастую четверти часа хватает для посещения магазина или пункта выдачи товаров, поэтому платит за парковку далеко не каждый. Со второго часа действует поминутная тарификация. Поэтому эксперты не раз отмечали мягкий, буквально интеллигентный подход к автомобилистам со стороны организаторов платных парковок в культурной столице.