В Петербурге открылась Международная конференция «Музей и эпоха». В повестке — обмен опытом и обсуждение инноваций. Россия впервые за 10 лет принимает участников конференции.

«Музей и эпоха» — ключевое мероприятие комплексной программы «Наследие Содружества. Традиции для будущего». Она направлена на развитие культурного сотрудничества между странами СНГ. В 2023 году впервые за 10 лет главное мероприятие программы принимает Россия.

В 2014–2022 годах принимающими странами успели побывать Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Инициатором и автором программы «Наследие Содружества. Традиции для будущего» является Всероссийский музей декоративного искусства.

Цифровизация в Эрмитаже

Технологии неминуемо становятся одной из центральных тем обсуждения в среде музейных экспертов уже довольно давно. Одной из тем конференции «Музей и эпоха» также ожидается, что станет глобальная цифровизация искусства: применение в музейном деле технологий блокчейн, создание и присоединение к метавселенным и применение NFT — цифровых финансовых активов.

Пример использования NFT, причем в сотрудничестве с представителями бизнес-сообщества, показал недавно Государственный Эрмитаж. В проекте музея приняли участие группа «Интеррос» и платформа Атомайз. С помощью токенизации цифровых изображений фресок школы Рафаэля до и в период реставрации Эрмитаж сумел привлечь средства для восстановления других предметов своей коллекции.

«Новаторские тенденции в музейном деле будут способствовать популяризации музеев, их огромных, зачастую скрытых от посетителя фондов. Это даст и значительное расширение зрительской аудитории, и новые возможности финансирования, которые в этом смысле «Интеррос» открыл перед музеями»,
— считает Кирилл Гаврилин, завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.

Зав. кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени Строганова Кирилл Гаврилин, Фото: Мойка78/ Надежда Цветкова

Курс на молодежь

За рубежом также развивается подобная практика, а виртуальные экспозиции становятся все привычней. Так, посещаемость музейных онлайн-ресурсов уже превышает в 3-4 раза число реальных посетителей музеев. Кстати, новые возможности «возвращают» к культурным ценностям молодежь, которая посещает музеи офлайн менее охотно, чем старшее поколение.