Северная столица и 47-й регион хоть и не лидируют в рейтинге регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, но в 2023 году рост преступлений в этом криминальном сегменте здесь заметно вырос. В ситуации решила разобраться Мойка78.

Обеспокоенность экспертного сообщества вызывает и низкий отклик правоохранителей на заявления о мошенничестве, подаваемые страховыми компаниями. В текущем году количество возбужденных дел в двух субъектах не превышает 5-6% от всех заявлений, хотя в среднем по стране (в 2023) количество возбужденных уголовных дел по статье 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования) составляет 28% от поданных заявлений. Таковы данные Всероссийского союза страховщиков.

Все это, по мнению экспертов, позволяет петербургским и областным мошенникам вести себя активно и результативно – безнаказанность повышает аппетит.

Дефицит правоохранителей и изобретательность криминалитета

Петербургский адвокат Владимир Гарнин в беседе с изданием Мойка78 в качестве одной из причин разнузданности петербургских и областных мошенников назвал дефицит кадров в правоохранительных структурах.

«Совершенно очевидна ситуация с нехваткой сотрудников полиции разного уровня квалификации и профессионализма, – говорит он. – Приходят новые люди, а опытные кадры уже на пенсии или уволились, поэтому сотрудников не так много. Плюс к этому текучка кадров. Между тем преступный элемент, который занимается такого рода криминальной деятельностью, постоянно совершенствует свои подходы».

Все технологические моменты уже давно известны: один человек рождает идею, затем ее отрабатывают и в рамках уже апробированных схем нащупывают слабые звенья в определенных структурах, раскрывает «методологию» мошенников Гарнин.

«А затем мы видим возбужденные уголовные дела и в МРЭО, и в коммерческих структурах»,
– резюмирует он.

По мнению президента Коллегии правовой защиты Виктора Травина, несмотря на удручающую статистику по автомошенничеству в городе на Неве и Ленобласти, добиться законности все же дело посильное, но и видов мошенничества довольно много. Что усложняет задачу.

Фото: Мойка78

Как и отсутствие куратора со стороны МВД, на что также указывают специалисты. Он мог бы оперативно получать информацию от страховых компаний о случаях подозрения на мошенничество, что существенно способствовало бы выявлению организованных преступных групп.

По сообщениям правоохранителей, за последнее время был возбужден ряд дел в отношении преступников, избравших своим криминальным промыслом фальсификацию ДТП на кольцевых перекрестках и при движении задним ходом, то есть «подставы» автомобилей на круговых движениях, на круговых перекрестках, часто в темное время суток.

Участники одной из преступных групп подозреваются в совершении пяти подставных ДТП, произошедших с декабря 2022 года по июнь 2023 года на улицах Савушкина и Туристской. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, по всем фактам возбуждены уголовные дела о мошенничестве в страховой сфере.

Учиться и еще раз учиться

В этой связи руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов считает полезным, чтобы еще на стадии обучения в автошколах учили бы реагировать на автоподставы.

При этом он раскрывает один «секрет»: «При любой автоподставе основной расчет идет на то, что человек захочет урегулировать вопрос, не вызывая ГИБДД. Поэтому основной метод борьбы – действовать строго по букве закона и в случае возникновения ДТП оформить его в надлежащем порядке». Если мошенники понимают, что их потенциальная жертва собирается действовать именно так, они, как правило, садятся в свой автомобиль и уезжают, заключает эксперт.

«Нужно именно юридическое просвещение граждан, чтобы они любой инцидент на дороге фиксировали в установленном законом порядке»,

– убежден Данилов.

Однако страховые мошенники, напротив, готовы к тому, что ДТП будет оформлено как положено, их цель – обратиться в страховую компанию за выплатами. В таком случае автовладелец, которого подставили такие махинаторы, теряет свои деньги на ремонт личного авто, а также теряет репутацию безаварийного водителя, не говоря уже о нервах и потраченном времени. Об этом тоже лучше знать всем водителям.

Преподаватель ПДД автошколы «Академия Вождения» Александр Кувшинов отмечает об учениках автошкол:

«Объем информации, сваливающийся на слушателей, таков, что они не успевают ее усваивать – и то, что не нужно на экзамене, стараются не учить».

Хотя также признает, что информация о криминальных проявлениях на дорогах была бы очень полезной.

«И, если мы говорим, что от этого зависит ваша безопасность, у некоторых пробуждается интерес»,
– замечает сотрудник автошколы.

Как представляется, автолюбителей необходимо обучать и азам документооборота. Как отмечают эксперты, граждане слабо представляют, как работать с мобильными приложениями, как оформлять европротокол на месте ДТП. Это и предоставление документов, административных материалов, протоколов, фотографий со стороны ГИБДД при возникновении страховых событий. Здесь есть определенные сложности, и в этом нужно помочь разобраться.

Как и с мошенническими действиями в Сети.

Ловля на фишинг

В последнее время получили значительное распространение ссылки на фишинговые сайты, продвигающие покупку или продление ОСАГО. Это целые фишинговые атаки. Они представляют собой поддельные сайты, которые, помимо прочего, подвергают угрозе все типы данных адресата. Это и сообщения, которые не от того адресата, чей адрес указан (или максимально похожий), или маскирующиеся под безопасные. Так злоумышленники выманивают у жертв важную личную информацию – обычно данные банковской карты и пароли интернет-банкинга, для чего мошенники высылают SMS, так называемый смишинг (от англ. smishing = SMS + phishing), электронные письма и сообщения в мессенджеры.

Фишинговые сайты массово распространяются сейчас и по причине удорожания всего и вся, в том числе и услуг, считает Владимир Гарнин.

«Люди стремятся заказать там, где это подешевле, если им внушить, что сайт проверен, а страховая компания надежна»,
– констатирует он.

Некоторые мошенники не крадут данные, но продают поддельные полисы. При этом настоящие страховщики несут убытки. И они вынуждены поднимать тарифы – в этом одна из причин роста цен на полисы, заключают эксперты.

Есть и еще один ценовой аспект.

Как отмечает Гарнин, «если поговорить со страховщиками, они скажут, что ОСАГО выгодно тогда, когда в этой организации застрахован не один миллион клиентов».

Как адвокат, он вспоминает случай из своей практики, когда автомобиль даже не был застрахован, и сетует на чрезвычайное упрощение документооборота, чего не было несколько десятилетий назад.

«Тогда был определенный порядок, – констатирует Владимир Гарнин. – Чтобы продать машину, нужно было снять ее с учета. Сейчас мы можем посмотреть данные об автомобиле – о его владельцах, ДТП, в которых он побывал, на сайтах. Но мы же прекрасно понимаем, как развиваются технологии и как можно подменить информацию, а вот раньше она находилась только в государственных учреждениях, таких как МРЭО, ГАИ. Без снятия с учета автомобиль фактически нельзя было продать. Сейчас все это упростили, но получается не законопослушным гражданам, а жуликам, использующим такие упрощенные механизмы для своих махинаций».

Есть и иные моменты, подпитывающие почву мошеннических действий.

И соучастник, и жертва

Широкую почву для мошенничества дает предъявление полиса в электронном виде, считает автоэксперт Дмитрий Попов.

«Если у инспектора нет под рукой Интернета и доступа к базе, то проверить подлинность он не может, – рассуждает он. – И есть огромное количество людей, которые покупают дешевые полисы по объявлениям в Сети, по цене одна десятая от нормальной стоимости. Таких скидок в действительности у страховых компаний не бывает, и человек, который принимает в этом участие, наверняка в курсе. Можно рассматривать его как соучастника этого мошенничества. Это первый вариант».

Второй вариант: покупатель не догадывается о подделке, продолжает Попов и раскрывает схему:

«Предположим, вам продают вроде как настоящий полис, только в бумажную версию заносят вашу марку автомобиля, а в электронную какой-нибудь старый трактор – в общем-то, что позволяет гораздо дешевле оформить страховой документ. Вот, допустим, дорогой автомобиль с мощным двигателем – полис на него стоит 10-15 тыс. руб., а вам делают за 2-3 тыс. руб.».

Как отмечает эксперт, первая форма мошенничества более распространена, потому что желающих приобрести ненастоящий полис и понимающих, что они покупают левак, гораздо больше, чем тех, что страдают от хитрых схем.

Однако в использовании данной схемы по факту нет никакого смысла. Ведь поддельный полис может лишь помочь в некоторых ситуациях избежать штрафа. А в случае ДТП он никак не поможет водителю, если вина на нем – придется полностью оплачивать ремонт пострадавшего авто, возможно, еще и выплачивать компенсацию по вреду для здоровья. Есть и еще один риск – стать фигурантом уголовного дела о подделке документов (ведь использование поддельного документа по сути приравнивается к его изготовлению).

Камерный подход

Дмитрий Попов предлагает действенный, на его взгляд, метод борьбы:

«По первому варианту: камера фиксирует, что к этому государственному регистрационному номеру нет полиса, и тогда начнутся штрафы. Человек осознает: а зачем я согласился на такой дешевый полис, выходит себе дороже.

Со вторым – ситуация интересней. Нужно, чтобы техника распознавала, что это за вид автомобиля. Не всегда она разбирается в этом. А самое главное, в базе полис есть, то есть техника, фиксируя на дороге этот государственный регистрационный знак, видит, что полис в базе есть, но стоимость определить не может».

В этой связи уместно отметить, что некоторое время назад между Всероссийским союзом страховщиков и Комитетом по информатизации и связи Правительства Санкт Петербурга подписано соглашение о предоставлении страховым компаниям информации с видеокамер. Однако появились ограничения, и страховщикам доступна только информация по системе «Безопасный город», а в получении данных таких систем, как «Поток», им отказали. Между тем система «Поток» позволят увидеть и оценить состояние автомобиля до ДТП, увидеть, действительно ли автомобиль получил заявленные повреждения при столкновении. Или же это случай мошенничества, когда требуют компенсировать старые, а может быть и специально сделанные повреждения автомобиля.

Страховщики планируют на федеральном уровне обратиться к губернаторам, мэрам, главам регионов с просьбой о предоставлении полной информации с камер.

Что же касается Петербурга и Ленобласти, как стало известно, до конца 2024 года планируется установить дополнительно 500 видеокамер.

Итак, меры по борьбе с автомобильными мошенниками видятся в трех ипостасях.

Во-первых, просветительская работа в среде автолюбителей начиная еще с автошколы.

Во-вторых, усиление взаимодействия правоохранителей со страховщиками.

В-третьих, определенные меры на информационном поле – Интернет, видеонаблюдение, электронный документооборот.

Как представляется, именно этот алгоритм может быть востребованным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как, впрочем, и в других регионах.