С приходом первых заморозков Петербург начали активно посыпать то ли технической солью, то ли хвалимым Смольным реагентом «Бионорд». Однако предпосылок для появления на улицах и проезжей части химикатов, кажется, пока нет. Создается впечатление, что новый вице-губернатор по благоустройству Евгений Разумишкин может всполошить всех родителей и аллергиков раньше времени.

Эта первая зима на посту для новоиспеченного вице-губернатора Евгения Разумишкина станет особо сложной. Дело даже не в прогнозах погоды, а, скорее, в том, что совпадет она с самой важной предвыборной кампанией ближайших шести лет. Снежно-социальная напряженность и жалобы, которыми сопровождаются зимы на берегах Невы, очков в копилку любого петербургского чиновника, а в частности для дальнейшей карьеры самого Разумишкина, не прибавят.

Линии из соли на Кленовой улице. Фото: Мойка78

Можно предположить, что своеобразным «дождем» из химии вице-губернатор пытается нивелировать риски критики в свой адрес. К тому же, еще помнится прошлый год, когда, по данным «КП-Петербург», в больницы за день приезжало по сотне травмированных на льду горожан. Такое явление, к примеру, отмечалось в декабре прошлого года. Однако массовая посыпка химикатами дорог Петербурга уже не вызывает восторга у тех, кто крепким здоровьем похвастаться не может. Пока массовых жалоб на аллергию в Петербурге нет, в отличии от Новосибирска. В социальных сетях местных жителей можно обнаружить жалобы на неприятные ощущения после прогулок по локациям, обработанным теми же реагентами, что предполагается использовать в Петербурге. Не исключено, что чем больше в Северной столице будет реагентов, тем выраженнее будут симптомы у аллергиков. А это чревато «сюрпризами» в период выборов и недовольством избирателей.

Круги из соли у станции метро «Озерки». Фото: Мойка78

С одной стороны, соли в предвыборную зиму без природных предпосылок удивляться не приходится. Лучше сделать больше, чем меньше. Аналогичную ситуацию Мойка78 наблюдала и в 2020 году, к примеру. Тогда город посыпали химией аж в +7. С другой – выглядит пока это немного странно и особого восторга петербуржцев от слоев реагентов не наблюдается. Первые ласточки гололедицы еще до Северной столицы не долетели, горожане пока твердо стоят на своих двоих. Зачем же рисовать круги на тротуарах, а главное – дорогах? К тому же и аллергикам предстоит прийти на участки для голосования и в марте, и в сентябре (тогда выбирать Петербург будет губернатора).

Соль у станции метро «Озерки». Фото: Мойка78

За подобный подход к решению вопроса петербургских зим, слов благодарности от аллергиков и родителей подрастающего поколения Разумишкину дождаться будет, вероятно, трудно. Добавилось головной боли и собаководам. Более того, в этом году Петербург в Смольном грозились посыпать не просто технической солью, а тоннами реагента «Бионорд». Он, к примеру, содержит классическую поваренную соль, однако в 2019 году ученые Мюнхенского технического университета пришли к выводу, что ее излишки в организме ослабляют клетки, отвечающие за формирование иммунитета. На сайте основного производителя реагента — «Уральского завода противогололедных материалов», наверное, неспроста подробно описываются «взаимоотношения» аллергиков и химии. Мол, никакого «ингаляционного воздействия» смесь «Бионорд» не оказывает. Впрочем, специалисты Шведского национального научно-института дорог и транспорта, сравнивая разные смеси для обработки дорог в гололедицу, пришли к выводу, что самыми безопасными стали те, что содержат в своем составе магний.

Соль у станции метро «Озерки». Фото: Мойка78

Но для сохранения экосистемы шведские ученые все равно рекомендуют натуральные материалы, к примеру, песок. Производитель «Бионорда» же на собственном сайте прямо не отражает присутствие магния в составе, указывая преимущественно хлористый кальций и хлористый натрий. В некоторый смесях линейки также есть и карбамид.

Был в истории Петербурга короткий период времени, когда техническую соль и другие химикаты в борьбе с гололедом практически не использовали, предпочитая как раз натуральное. Приходится он на период, когда главой комитета по благоустройству был Владимир Абраменко, а на уровне вице-губернаторов темой «рулил» Сергей Козырев. Вместо реагентов спорного с точки зрения влияния на экологию и аллергиков состава со снегом боролись преимущественно гранитной крошкой и песком. В 2012 году, в частности, чиновники указывали на то, что так с гололедом борются коллеги из Финляндии, и способ показывает свою эффективность.

В этот же период времени текущий вице-губернатор Евгений Разумишкин уже работал первым заместителем главы Красногвардейского района и со способом борьбы с гололедом из Суоми должен был быть знаком. Если верить прессе того периода, именно Красногвардейский район посыпали гранитной крошкой довольно активно. Примечательно, что тогда же не было случаев массовых травм жителей Петербурга из-за падений на тротуарах, разве что единожды из-за гололеда случилась массовая авария на КАД. Однако команда бывшего губернатора Георгия Полтавченко постепенно отказалась от практики гранитной крошки (мраморная, кстати, есть в «Бионорде»), уповая на то, что частицы разлетаются из-под колес и вредят окружающим машинам и фасадам. Разумишкин же мог бы вспомнить собственный опыт, но он, похоже, решил пойти по самому простому пути.

Соль у станции метро «Озерки». Фото: Мойка78

Еще один эксперимент по полному отказу от реагентов в Смольном проводили в 2016 году. Тогда комитет по благоустройству, возглавляемый Владимиром Рублевским, готовил смесь из песка и лишь небольшого количества соли. В результате город стал белоснежным. Но была проблема снежных накатов, которые образовывались при уборке города. Однако с тем количеством снегоуборочной техники, которая в настоящий момент есть в распоряжении Смольного, Разумишкин мог бы войти в историю как самый белоснежный вице-губернатор, примени он подобный подход.

Если же опустить споры именно о вреде или пользе реагентов, встает более тривиальный вопрос. Смольный закупает соль через понятную процедуру госзакупок, провести ее в считанные часы и получить новую партию солей – не получится. Еще в октябре Смольный анонсировал, что закупит в четыре раза больше технической соли (144 тыс. тонн), «Бионорда» в город приедет порядка 20 тыс. тонн, еще 88 тыс. тонн – песка. Когда особой необходимости в масштабной обработке улиц за окном не наблюдается, а дороги уже посыпаны слоями реагентов, хватит ли их в последствии, когда к город придет реальная зима, покажет разве что время. Но создается впечатление, что норматив по расходованию соли решили перевыполнить еще до возникновения необходимости.

Впрочем, результат может получиться и обратный желаемому. В городских пабликах в социальных сетях уже шутят про тротуары и дороги, которые оказались «по горло» в реагентах. Восторга тенденция мало у кого вызывает. Не исключено, что своеобразный фальстарт в борьбе с петербургской зимой в итоге прибавит головной боли главе АНО «Диалог» Владимиру Табаку. Организации в этом случае придется искать ответы на вопросы – зачем посыпать город, в котором не идет снег. С учетом предвыборной обстановки, можно предположить, что объясняться за соляные круги перед избирателями предстоит и вице-губернатору Борису Пиотровскому, который в том числе курирует и работу управления внутренней политики города. Ведь бюджет Северной столицы большой, но все же не резиновый и на бесконечные закупки технических солей не ориентирован.