Петербург входит в зиму. Жители Северной столицы жалуются на то, что местами дороги избыточно посыпают солью (Мойка78 уже опубликовала об этом ряд материалов). Соль коммунальщики сыпят небольшими кучками, брошенными под ноги, из нее создают протяженные насыпи, росчерки которых хорошо видны на тротуарах.

При этом в Петербурге на данный момент нет сильных морозов, длительных снегопадов, по итогу которых образуются сугробы, а также избыточной гололедицы. Тем не менее это не останавливает коммунальщиков от щедрой «засолки» города.

На протяжении многих лет аллергологи и врачи в целом обращают внимание на то, что по весне, как только сходит снег и лед, к специалистам вереницей начинают тянуться люди с жалобами на сезонную аллергию. Эксперты связывают это с реагентами, которые используют для борьбы с гололедом, в том числе в Петербурге.

Смольный перед зимой 2023/2024 закупил технической соли в 4 раза больше, чем в прошлом — 144 тыс. тонн против 37 тыс. тонн, сообщал «Коммерсант».

Чем посыпают дороги в Петербурге

Дороги в Северной столице обрабатывают несколькими видами реагентов:

  • техническая соль. Эффективна только до минус 12 градусов, приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, повреждает обувь, одежду, лапы животных;
  • смесь песка и соли (в соотношении 50% на 50% или 90% к 10%). Весной, когда дороги высыхают, такая смесь становится причиной пылевых бурь, петербуржцы вдыхают смесь соли и взвесей тяжелых металлов, которые вызывают аллергические реакции;
  • солевые растворы – соль и вода в пропорции 20% к 80%. Эффективны при температуре до минус 3 градусов;
  • гранитная крошка. Используется нечасто, так как может забивать ливневую канализацию и газоны;
  • противогололедный реагент «Бионорд». Отечественная разработка, выпускается Уральским заводом противогололедных материалов. В его состав входят хлориды натрия и кальция, а также мочевина и формиат натрия в качестве ингибиторов коррозии.

Многие эксперты называют смесь песка и соли самой опасной для здоровья горожан. Хотя отношение к «Бионорду» также неоднозначное, поскольку в его состав входит все та же соль.

Могут ли дорожные реагенты вызывать аллергию

В 2017 году специалисты ряда научно-исследовательских институтов Минздрава представили Общественной палате РФ доклад, в котором пришли к выводу, что соль с песком на дорогах могут навредить здоровью людей.

Так, руководитель Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Клементова в этом докладе выразила мнение, что высохшие весной и поднимаемые ветром в воздух соль с песком оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан. Ее мнение представил информационный ресурс utro.ru

В Северо-Западном государственном медицинском университете им. Мечникова в Санкт-Петербурге, специалисты которого также приняли участие в составлении документа, исследовали пробы почвы и дорожного смета, который образуется весной вдоль проезжих частей. И пришли к выводу, что они на 90% состоят из песка и песчаной пыли.

По мнению медиков, острые частицы песка повреждают верхние дыхательные пути и водителей, и пешеходов. Люди получают не только аллергические бронхиты, но и фиброзы, а в худшем случае — опухоли, в том числе и злокачественные.

А все потому, что предельно допустимые максимальные разовые концентрации по пыли превышены в 80-136 раз, как отметила заведующая кафедрой общей и военной гигиены СЗГМУ им. Мечникова, профессор, доктор медицинских наук Лилия Аликбаева.

Проблему реагентов на дорогах Петербурга также рассмотрел телеканал НТВ, но уже в 2023 году. Здесь со ссылкой на врачей сообщается, что каждой ранней весной в клинику Педиатрического университета Петербурга поступают дети, чувствительные к внешним раздражителям. У них наблюдается отчетливая связь между пылевыми бурями и аллергией.

Одна из городских молекулярно-генетических лабораторий согласилась исследовать образцы, взятые журналистами НТВ с городских улиц, чтобы точно определить состав петербургской противогололедной смеси.

Мы отбирали образцы со снегом, с пылью на дороге. Мы обнаружили 15% хлористого натрия, в том числе примеси, которые указывают, что, скорее всего, эта соль была изначально технической. Помимо соли присутствуют ионы магния, калия, кальция. Здесь очень важна концентрация. Любое вещество может оказаться токсичным при высоких концентрациях. Та же соль,
— рассказал НТВ Вениамин Старцев, руководитель научно-исследовательской лаборатории.

При этом разные исследователи сходятся во мнении, что коммунальщики весной не успевают убрать все, что высыпали на зимние дороги. Отсюда значительное превышение содержания вредных веществ в весеннем воздухе Северной столицы.

Что из себя представляет техническая соль

Для обработки дорог от наледи применяют техническую соль – концентрированный минерал природного происхождения. От пищевой она отличается степенью очистки, которая влияет на химический состав. Так, в технической соли есть ряд тяжелых и металлосодержащих примесей, а таже может быть значительно большее число посторонних элементов, чем в пищевой поваренной соли.

По сути, эти два вида соли отличаются степенью очистки и величиной помола.

Что касается песка, то он используется самый обычный, карьерный. Не убранный вовремя с дорог, он превращается в песчаную пыль, которой наряду с солью вменяется в вину обострение весенней аллергии у жителей Петербурга.