В Ленобласти 1 февраля начинает действовать транспортная реформа.

Изменения затронут исключительно 90 межрегиональных маршрутов, которые ездят между областью и Петербургом. Планируется, что до конца 2024 года на линию смогут выйти 450 новых автобусов, при этом их общее количество не станет больше. Детали транспортной реформы в регионе раскрыл председатель комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк. Она начнется 1 февраля и завершится до конца года. Чиновник пояснил, что изменения коснутся 90 межрегиональных маршрутов. Муниципальные – внутри районов – не попадут под действие реформы.

За следующие 11 месяцев на конкурсной основе будут выбраны перевозчики, в обязанности которых войдет заказ новый подвижной состав. В маршрутной сети сохранятся объемы перевозок, а расписание автобусов будет подстраивать под расписание электричек. В целом в планах закупить 450 единиц нового транспорта, необходимых для замены устаревших автобусов. В первую очередь это касается маршруток (так называемых «пазиках»), неприспособленных для перевозки маломобильных граждан.

В Петербурге маршрутки перестали использоваться еще в июле 2022 года. Это произошло в рамках внедрения Новой модели транспортного обслуживания (НМТО). Морально и технически устаревший транспорт заменили на новые полностью низкопольные автобусы, ездящие на экологичном виде топлива – природном газе. Свыше 2,8 тыс. современных городских автобусов пришли на смену маршруткам. Несмотря на это, жители Петербурга продолжают замечать на улицах города «пазики» и удивляться, почему они ездят даже после НМТО. Ответ заключается в том, что это – межрегиональные маршруты Ленобласти, курсирующие между Петербургом и населенными пунктами соседнего региона.

Замена областных «пазиков» на новый современный подвижной состав позволит расширить возможности жителей агломерации Петербурга и Ленобласти пользоваться комфортным общественным транспортом. Пока что под знаком вопроса остается комфорт платежной системы на областных маршрутах, так как наиболее популярный и выгодный в Петербурге вид оплаты – транспортная карта «Подорожник», на подавляющем числе маршрутов Ленобласти вводить не планируют. Однако без интеграции платежных систем нельзя говорить о перспективе выгодных пересадок с областных маршрутов на городские, о чем просят жители обоих регионов. За минувший, 2023 год, «Подорожник» помог петербуржцам сэкономить больше 17 млрд рублей.

Дополнительно глава областного комтранса отметил, что если в случае Петербурга вся выручка от пассажиров поступает в казну города, то область будет оставлять ее перевозчикам. Михаил Присяжнюк отметил, что подобный рыночный инструмент способен создать конкурентную среду и позволить компаниям побороться за пассажира.

Однако такой аргумент выглядит неоднозначно, поскольку основной претензией к водителям маршруток была как раз та самая гонка за пассажирами. Это связано с тем, что желание заработать как можно больше приводило к массовым и грубым нарушениям ПДД, ДТП и травмам пассажиров. Перечисление оплаты проезда в бюджет Петербурга смогло устранить серые схемы, которые в течение многих лет использовались перевозчиками для сокрытия реальных объемов выручки. Насколько эффективна будет работать «конкурентная среда» уже на территории Ленобласти – станет известно со временем.

Присяжнюк добавил, что у всех перевозчиков должны иметься терминалы для оплаты банковскими картами, а также валидатор для проездных билетов. Если подобных устройств в автобусе нет, у пассажира есть право написать жалобу в Роспотребнадзор, прикрепив к заявлению фото с номером машины.