Знаменитый на весь мир шедевр Леонардо да Винчи – картина «Джоконда» («Мона Лиза») вновь подвергся нападению. Инцидент произошел в воскресенье, 28 января, на глазах множества посетителей Лувра.

Двое вандалок-активисток плеснули на картину желто-коричный суп. Возможно, этот был тыквенный крем-суп.

«Что важнее? Искусство или право на здоровое и экологически чистое питание? Наша сельскохозяйственная система больна!»
— прокричали женщины, устроившие акцию.

Фото: скриншот видео с YouTube-канала Le Figaro

Фото: скриншот видео с YouTube-канала Le Figaro

Фото: скриншот видео с YouTube-канала Le Figaro

Они были одеты в футболки с надписью: «Продовольственный ответ». Однако акции протестующих было не суждено продлиться долго – ее прервали сотрудники Лувра, которые закрыли тканевыми экранами пространство перед стендом и попросили посетителей покинуть зал. На фоне между тем раздавались призывы вызвать полицию.

Другие нападения на картину

«Джоконда» уже в течение многих десятков лет подвергается нападению со стороны активистов. Несмотря на то, что картина защищена пуленепробиваемым стеклом, некоторые вандалы не теряют надежды ей навредить. Остается только догадываться, виновато в этом банальное желание привлечь внимание или же нечто другое.

Так, в 1956 году, когда картина еще не имела достаточной защиты, один из посетителей облил полотно кислотой, в результате чего была повреждена его нижняя часть, а в этом же году молодой художник из Боливии Уго Унгаза Вильегас бросил в «Мона Лизу» камень. Из-за этого у левого локтя «Джоконды» осталась небольшая отметина – был поврежден слой краски. Именно после этого случая было решено защитить шедевр пуленепробиваемым стеклом.

В 1974 году произошло очередное нападение на картину. «Мона Лиза» была представлена на выставке в Японии, однако не все с одинаковой радостью восприняли столь значимое событие. Одна из местных жительниц пришла на экспозицию и попыталась распылить на полотно красную краску из баллончика. Таким образом женщина выразила протест против политики музея относительно людей с ограниченными возможностями. В то время инвалидов не пускали на выставку, так как хотели увеличить пропускную способность зала.

Другой один громкий случай произошел в 2009 году. На картину напала россиянка, которая очень расстроилась из-за того, что ей не дали французское гражданство. «Отвечать» пришлось «Моне Лизе», в которую зашвырнули глиняную чашку. А уже в мае 2022 года 24-летний посетитель музея и по совместительству экоактивист бросил в картину кусок кремового торта, размазав его по бронестеклу. Свой поступок он объяснил желанием привлечь внимание к «состоянию планеты».

Примечательно, что последние случаи имели место быть даже с учетом того, что «Мона Лиза» – по-прежнему самая охраняемая картина в мире, пусть и не единственная.

История картины

Фото: PxHere

Картина знаменитого итальянского живописца Леонардо да Винчи написана между 1504 и 1519 годом. На ней по пояс изображена молодая женщина по имени Лиза Герардини. Считается, что портрет мастеру заказал ее муж, Франческо дель Джокондо, из-за чего даму также называют Джокондой. Имеется информация о том, что портрет жены был заказан Франческо по случаю рождения их второго сына и должен был стать украшением их дома. Личность изображенной женщины стала известна широкой общественности только в 2005 году. До этого момента выдвигалось множество версий о том, кто именно изображен на легендарном портрете.

«Мона Лиза» написана маслом на дощечке из тополиного дерева. Возможно, именная такая основа для картины и послужила одной из причин ее загадочных свойств. За несколько столетий существования работа ни разу не была реставрирована. Это неожиданно, учитывая возраст полотна.

Последнее исследование, раскрывшее очередной секрет картины

Французские ученые из Университета Париж-Сакле и Музея Лувра изучили химическую структуру «Моны Лизы» и выявили ранее неизвестную деталь, указывающую на новаторство творца. Исследование было опубликовано в журнале Американского химического сообщества (ACS).

Специалисты с помощью рентгеновских лучей и синхротрона проанализировали частичку материала с доски картины, после чего выявили редкий свинцовый минерал плюмбонакрит в первом слое краски. Это подтвердило догадки, что да Винчи использовал порошок оксида свинца для того, чтобы сделать краску гуще и ускорить ее высыхание. Он растворил вещество в льняном или ореховом масле и нагрел состав, получив раствор цвета, напоминающего золотистый мед.
«В данном случае интересно увидеть, что действительно существует особая техника нанесения первого слоя «Моны Лизы»,
— сказал ведущий автор исследования Виктор Гонсалес.