Президент России Владимир Путин в ходе своего визита в Северную столицу оценил развитие Петербурга и Ленинградской области.

Глава государства провел несколько совещаний с участием губернатора Александра Беглова, где ему представили планы по транспортному и экономическому развитию агломерации.

Как отметил на встрече глава Минэкономразвития Максим Решетников, экономическое развитие Петербурга опережает среднероссийские показатели. При этом основными драйверами развития стали отрасли судо- и автомобилестроения, фармацевтики, энергетического машиностроения и туризма.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников. Фото: пресс-служба Кремля

«Петербургская агломерация – одна из самых динамично развивающихся точек роста в стране. Ее доля в экономике за последние 10 лет выросла на три процентных пункта, что, наверное, является одним из самых выдающихся результатов»,
– отметил Решетников.

По данным Петростата, индекс промышленного производства Петербурга по итогам 11 месяцев 2023 года достиг 109%. Практически все ключевые для городской экономики отрасли растут даже быстрее. К примеру, ИПП компьютеров достиг 145%, лекарственных средств – 122%. Обрабатывающие производства – тоже немаловажная часть петербургского ВВП – показали рост в 111%.

Как отмечал вице-губернатор Кирилл Поляков, город большое внимание уделяет поддержке предприятий, локализованных в Петербурге. В прошлом году Фонд развития промышленности перевыполнил план по финансированию заводов на 120%. Всего промышленники получили поддержку в размере более чем 3 млрд рублей. Большинство из них направляет финансовую поддержку на повышение конкурентоспособности продукции предприятий, в том числе на повышение производительности труда.

Более того, Петербург является одним из лидеров в России по реализации программ реверс-инжиниринга. В этом направлении Агентство по технологическому развитию отдельно отмечало работу на этом поле 100 компаний, включая «Технопарк Санкт-Петербурга». Суммарно для реализации программ реверс-инжиниринга петербуржцы получили 2,3 млрд рублей в виде грантов.

Кроме того, Петербург активно решает и насущную проблему дефицита кадров. Работа в этом случае ведется по нескольким направлениям. В частности, Смольный запустил проект «Петербург заводской», который показывает, насколько престижно работать в промышленности. Уже за первые месяцы работы проекта, промышленникам удалось привлечь несколько тысяч желающих попробовать себя в новой отрасли. При этом тем, у кого нет инженерного образования, и сами предприятия, и город оказывают поддержку в процессе переобучения и получения новой квалификации.

В то же время более чем 200 петербургских предприятий стали участниками национального проекта «Производительности труда». По данным Кирилла Полякова, участники программы, куда входят «Балтийский завод», Адмиралтейские верфи, «Герофарм», смогли увеличить выработку на 14% уже за первые полгода 2023 года. Время протекания производственных процессов у участников программы в среднем сократилось на 30%. Уже в этом году в проект планирует войти НИИ Точной механики – одно из опорных предприятий для снабжения электротехническим оборудованием метрополитена и «Горэлектротранса».

В дополнение, промышленные предприятия, в частности «Силовые машины», начинают масштабную роботизацию производств, что позволит создать в Петербурге дополнительные высокотехнологические рабочие места. Как результат, растут и инвестиции в Петербург.

«Агломерация успешно проходит переходный период. Оба субъекта в 2023 году достигают рекордного темпа роста инвестиций за последние пять лет: в Петербурге рост более 10%. <…> Это самые высокие показатели за последние 12 лет»,
– отмечал на встрече с президентом России глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Одной из ключевых точек развития промышленности в этом году в Петербурге станет расширение Особой экономической зоны. В прошлом году ее территорию удалось расширить на 163 га. До 2028 года инвестиции в развитие новых территорий ОЭЗ заложены в размере 15 млрд рублей.

Кирилл Поляков. Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова

«На новых площадках планируем разместить до 50 компаний-резидентов с объемом инвестиций более 70 млрд рублей. В этом году начнем работы по проектированию и техническому присоединению. Строительство инфраструктуры планируем выполнить в период 2025–2028 гг. По предварительной оценке, для этого потребуется более 15 млрд бюджетных инвестиций. Исполняя поручение Президента о технологическом суверенитете, мы активно развиваем Особую экономическую зону. Появление новых площадок в составе ОЭЗ позволит создать новые высокотехнологичные производства и продукты, новые рабочие места, а также увеличить налоговые отчисления в бюджет города»,
– отмечал Кирилл Поляков.

Еще одним перспективным направлением развития промышленности Петербурга в 2024 году, как анонсировал Решетников, станет полное восстановление всей сферы автомобилестроения. Предприятия, некогда принадлежавшие иностранным брендам, уже нашли новых собственников. На одном из них выпускаются новые «Лады» от «АвтоВаза» под руководством Максима Соколова. Еще одно предприятие сектора может в 2024 году превратиться в межрегиональный кластер по выпуску авто.

Также в Петербурге президент России Владимир Путин познакомился с развитием транспортной системы. В частности, главе государства представили проекты расширения аэропорта Пулково. В результате модернизации его пропускная способность составит 30 млн пассажиров в год.

Также Владимир Путин оценил и планы Смольного по интеграции систем РЖД в структуру городского транспорта. В частности, в этом случае речь идет о запуске тактового движения электричек в пригороды и формирование нескольких пересадочных узлов в направлении Сестрорецка, Тосно, Пушкина и Гатчины. Также президенту представили и планы по обновлению подвижного состава общественного транспорта.

«Масштабные планы имеются в отношении обновления наземного транспорта. К 2024 году мы планируем приобрести 326 новых трамваев, 349 троллейбусов на сумму порядка 56 миллиардов рублей. Из них почти 33 миллиарда составляют средства городского бюджета. Оставшуюся сумму в 22 миллиарда 900 миллионов рублей рассчитываем получить в рамках федеральной поддержки, привлечь инфраструктурный кредит»,
– заявил губернатор Петербурга Александр Беглов.

Губернатор Александр Беглов. Фото: Вероника Овсянникова

В дополнение, как подчеркивал вице-губернатор Кирилл Поляков, город планирует оснастить парк общественного транспорта новыми экологическими электробусами. Под этот транспорт уже строится специальный парк в Ржевке. Первую его очередь планируется запустить уже в этом году.

«Первую очередь парка электробусов запустим уже в этом году. Вторую – в 2026 году. Всего на двух площадках парка «Ржевка» разместятся порядка 400 электробусов большого и особого большого класса с ночной зарядкой»,
– сообщал Кирилл Поляков.

В целом же переход автобусов Петербурга на более экологичное топливо уже привел к значительному снижению выбросов. По данным Полякова, использование природного газа уже позволило сократить выбросы на более чем 20 тыс. тонн.

Закладной камень парка электробусов «Ржевка». Фото: Дарья Брагина