В конце зимы следующего года в Санкт-Петербурге должны заменить все лифты, отслужившие четверть века и учтенные в программе капремонта города. Агентство Balt2Мedia организовало встречу экспертов и специалистов сферы вертикального транспорта, чтобы выяснить, как идут дела.

В Санкт-Петербурге финансирование замены лифтов происходит при участии городского бюджета. В 2024 году на эти цели выделены 6 млрд рублей, чтобы заменить 2,5 тыс. подъемников. Всего до февраля 2025 необходимо заменить около 7,5 тыс. лифтов, включенных в городскую программу капремонта.

Сейчас владельцы жилой недвижимости могут делать отчисления на специальный счет своего дома и по мере накопления нужной суммы проводить ремонт. Обычно так делают в новых жилых комплексах. В старых домах жильцы едва успеют накопить необходимые 4-5 миллионов рублей. Примерно столько требуется на замену подъемника. Однако Фонд капитального ремонта предлагает жильцам домов со спецсчетами, где не хватает средств на ремонт, перейти в Фонд. Этим предложением могут воспользоваться жители домов, где требуется ремонт около 850-900 лифтов.

Санкционное противостояние

Еще несколько лет назад считалось, санкционная политика Запада может вызвать проблемы с поставками лифтов и комплектующих. Однако ситуацию удалось решить за счет российских и союзных производств, а также используя поставки из-за рубежа в обход недружественных стран.

О готовности предоставить городу все необходимое сообщил руководитель компании «Могилёвлифт» Анатолий Черников. Его предприятие более двух десятилетий является официальным дилером завода ОАО «Могилёвлифтмаш», белорусское предприятие никогда не прекращало поставки в Россию, несмотря на любую экономическую и политическую ситуацию.

Анатолий Черников, генеральный директор «МОГИЛЕВЛИФТ». Фото: Baltphoto/Николай Овсянников.

«Это говорит о надежности поставщика оборудования. Как показала жизнь – надеяться на зарубежных производителей не стоит. Никто не знает, а тем более не гарантирует наличие необходимых комплектующих, скажем, через пять, десять, пятнадцать лет», – отмечает Анатолий Черников.

Один из топ-менеджеров «МЛМ Невский Лифт» (совместное предприятие с ОАО “Могилёвлифтмаш”) Елена Литецкая добавляет, что оборудование предприятия соответствует не только отечественным ГОСТам, а еще всем требованиям Евразийского экономического союза.

Елена Литецкая, первый заместитель генерального директора ООО «МЛМ Невский Лифт». Фото: Baltphoto/Николай Овсянников

На фоне санкций расширяется другое предприятие – «Санкт-Петербургский лифтовой завод». Мощности увеличивали в два этапа. Сначала осенью прошлого года, теперь весной 2024 года. Руководитель предприятия Дмитрий Мареев уточнил, одновременно была расширена и номенклатура оборудования. Помимо лифтового оборудования, компания производит металлокаркасные и подвесные шахты различных модификаций, комплектующие для лифтов, люки, двери, лифтовое обрамление и другие комплектующие. Цель – удовлетворить спрос на отечественное оборудование.

На доверии

Одновременно меняются и “правила игры”. Начиная с весны прошлого года Ростехнадзор стал главным контролирующим органом. Введение надзорного органа в сфере эксплуатации вертикального транспорта скорее стало упрощением, чем ужесточением. Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики в адвокатском бюро «Качкин и Партнеры», считает, что правовое регулирование в данной отрасли направлено на сокращение бюрократических процессов. Он отмечает, что законодательство стремится упростить жизнь организаций, эксплуатирующих лифты, а также их владельцев. Участники круглого стола согласны с тем, что в отрасли есть некоторые проблемы, однако они не критические.