Микроскопические частички пластика содержатся повсюду – от воздуха, которым мы дышим, до воды, которую мы пьем. Об этом ученые говорили давно, но никто не давал конкретные рекомендации по поводу того, что же делать людям в этой ситуации.

И вот наконец было проведено исследование, которое показало, что простой способ помогает удалить из воды до 90% частичек микропластика.

Что такое микропластик

Микропластик — это крошечные кусочки пластика, которые циркулируют в окружающей среде, попадая в систему водоснабжения, воздух, еду. Их размеры насколько малы, что эти частицы не улавливаются обычными фильтрами и могут путешествовать даже в кровотоке.

Избежать образования этих разлагающихся остатков промышленных отходов и потребительских товаров невозможно: они циркулируют по всему океану, накапливаются в теле рыб и животных, попадают в атмосферу.

Микропластик находят в бутилированной воде и даже в человеческих экскрементах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, исследований, показывающих, как микропластик влияет на здоровье человека, пока недостаточно. До сих пор считалось, что одни пластики безвредны, в то время как другие, такие как полистирол, негативно воздействуют на клетки человека, вызывают воспаление в кишечнике и снижают фертильность (согласно экспериментам на мышах).

Что показало исследование

Фото: снимок страницы сайта e360.yale.edu

В новом исследовании, результаты которого были опубликованы 28 февраля в журнале Environmental Science and Technology Letters, ученые рассмотрели, как можно избавиться от микропластика в домашних условиях.

Один из вопросов, который их особенно беспокоил, заключался в том, может ли кипячение воды избавить ее от крошечных пластиковых частиц. В целом польза кипячения известна уже давно. С его помощью можно удалить некоторые химические и большинство биологических веществ, опасных для здоровья, в том числе паразитов и вирусы.

Для исследования профессора, Чжаньцзюнь Ли из Медицинского университета Гуанчжоу и Эдди Ю. Цзэн из Университета Цзинань взяли образцы водопроводной воды, содержащие многие из распространенных минералов наряду с тремя микропластическими соединениями: полистиролом, полиэтиленом и полипропиленом. Исследователи также изменяли жесткость воды, регулируя концентрацию карбоната кальция.

После кипячения образцов в течение 5 минут и их полного остывания исследователи отметили резкое снижение количества микропластика.

В более жесткой воде оно сократилось почти на 90%, потому что карбонат кальция, который обычно содержится в водопроводной воде, при достаточно высоких температурах затвердевает, эффективно инкапсулируя или «покрывая коркой» пластиковые частицы, что облегчает их удаление через простой фильтр, в том числе кофейный.

В чайнике карбонат кальция можно увидеть невооруженным глазом в виде накипи, которая оседает на дне или на стенках посуды.

Тем, кто хочет попробовать этот метод в домашних условиях, исследователи рекомендуют выждать после начала кипячения 5-10 минут, чтобы твердые частицы осели, и дать воде остыть. Затем примеси можно будет отфильтровать.