В России предложили запретить маркетплейсам вводить платный возврат товаров.

Законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов размещен на информационном ресурсе Госдумы. В частности, он запретит требовать с покупателя компенсацию за возврат товара. Также площадки не смогут проводить акции без согласия партнеров и брать более чем 10% за услуги, пишет РБК

В пояснительной записке сказано, что проект призван восполнить пробелы в законе, способствующие монополизации рынка и ставящие продавцов и владельцев ПВЗ в невыгодное положение, поскольку маркетплейсы могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы.

Для крупных маркетплейсов, доля которых на рынке более чем 20%, предлагается запретить изменение условий договора в одностороннем порядке без уведомления за 30 дней. Не действует на изменения, которые нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или компании, предотвращения сбоев или иного вреда. 

Также предлагается ввести запрет на дискриминационные условия и препятствия для доступа на рынок; на навязывание допуслуг, а также условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента.

Помимо этого, предлагается запретить проведение распродажи товаров за исключением собственных; препятствование деятельности контрагентов на других площадках; создание преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с другими товарами. 

Совокупная стоимость всех услуг агрегаторов продавцу не должны превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны услуги. Суммарный размер неустоек за неисполнение договора не должен превышать 15% от стоимости услуг.

Для всех маркетплейсов предлагается установить общие требования к договору об оказании услуг. Их обяжут проверять документы и профиль контрагентов,  а договор размещать на сайте. Маркетплейсы будут проверять возраст покупателей при продаже товаров для совершеннолетних. 

Что касается реализации продуктов питания, то отношения площадки с поставщиками предлагается регулировать как отношения розничных торговых сетей. Также вводится норма, при которой правительство сможет обязать площадки маркировать товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных товаров.