На фоне сделки по выкупу Яндекса консорциумом российских инвесторов кикшеринговые сервисы могут получить влиятельного лоббиста в Петербурге. Пока компаниям приходится идти на уступки и ужесточать правила катаний. Но вот в регионах – ситуация иная, на предложения даже ограничить скорость СИМ-сервисы отвечают отказом.

В начале марта, как сообщал «Интерфакс», ВТБ как миноритарий Яндекса ждет роста стоимости своего пакета. Можно предположить, что как минимум часть своих ожиданий банковская группа под руководством Андрея Костина может связывать с самокатным направлением Яндекс.Go. По крайней мере, если опираться на данные торгов Мосбиржи ценными бумагами основного конкурента сервиса – компании Whoosh – у инвесторов кикшеринга царят позитивные настроения. При этом, с учетом того, что ВТБ – спонсор реконструкции аэропорта Пулково, строительства петербургских подземки и других инфраструктурах проектов, самокаты могут получить влиятельного лоббиста, которому трудно отказать.

Фото: Мойка78

Для кикширинговых сервисов Петербург – одна из ключевых точек на карте. В Северной столице и так было самокатов больше, чем на Урале и Татарстане, а в этом сезоне прирост техники и вовсе стремится к рекорду – плюс 10 тыс. устройств. Как результат, компаниям приходится учитывать вполне разумные пожелания властей по работе самокатов: ограничение скорости в центре, создание запретных для катания зон и правила поездок жестче, чем в ПДД. А вот в регионах ситуация иная. Альтернативой этим требованием, можно предположить, стал бы полный запрет самокатов в Северной столице, что означало бы для Whoosh, Яндекс.Go и «Юрент» потерю значительной доли рынка.

Фото: Мойка78

В то же время в регионах ситуация разворачивается совсем иная. Претендентом на точку сопротивления самокатам уже стал Екатеринбург. Там предлагали ограничить скорость движения СИМ до 10-15 км/ч во всех местах, где фиксировались ДТП с самокатами. Ответ от кикшерингов, кажется, не намекает ни на какие переговоры – предложение компании сочли нецелесообразным. Вероятно, потому, что для его реализации пришлось бы ограничивать скорость в большинстве локаций города. Кроме того, рынок кикшеринга в столице Урала заметно меньше, чем в Петербурге – суммарно сервисы планируют разместить 13 тыс. устройств, что сопоставимо, кажется, с числом СИМ в одном районе города на Неве.

Однако не исключено, что статус ВТБ как ключевого делового партнера Петербурга по инфраструктурным проектам может внести коррективы в коммуникацию властей и сервисов самокатов. Впрочем, город в случае поднятия вопросов о послаблениях для кикшеринга может вспомнить, что налоги сервисы платят в Москве. Семи анонсированных к 2024 году станций метро, за строительство которого отвечает «Метрострой Северной столицы» с ВТБ в капитале, петербуржцы тоже не увидят – будет только три. Да и активных строительных работ в аэропорту Пулково не видно. Как не слышно ничего и о стройке новой высокоскоростной магистрали из центра на север, соглашение по которой было подписано на ПМЭФ-2023 и составляло львиную долю привлеченных городом на форуме инвестиций. Вместе с этим опыт кикшерингов 2021 года уже показал, что отсутствие жесткого регулирования насылает на сервисы обыски.