Лифтом в России, особенно в Петербурге, где некоторые подъемники — настоящие произведения искусства, никого не удивишь. Ведь это удобно. Однако механизмы, призванные помогать, отчего-то опутаны большим количеством мифов. Наверное, они навеяны сюжетами фильмов и книг, демонстрирующими различные, даже страшные ситуации. С помощью генерального директора компании «Могилëвлифт» Анатолия Черникова мы развенчали некоторые стереотипы.

Одно из самых распространенных заблуждений — тросы могут оборваться, и кабина рухнет вниз.

На самом деле техника куда надежнее и умнее, чем о ней принято думать. Подъемник тянут несколько тросов, но даже если все они каким-то неведомым образом оборвутся, лифт задержат тормоза, благодаря которым он опустится, хоть и быстрее обычного.

Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА.

Известен лишь один случай падения кабины в результате обрыва троса. Это произошло в 2012 году в Таиланде. Подъемник рухнул с высоты четвертого этажа в мебельном магазине. Внутри находилось три человека, в том числе беременная женщина, которая после пережитых стресса и травм потеряла ребенка. Один пассажир погиб, еще один — серьезно пострадал.

Все до единого тросы кабины оборвались в далеком 1940 году в США, в Эмпайр Стейт Билдинг. Но это произошло в результате аварии — в здание врезался самолет.

«Считается, будто тросы могут порваться из-за перегруза или если в лифте прыгать. На самом деле они рассчитаны на куда большую нагрузку, — говорит Анатолий Черников. — Однако это не значит, что нужно пренебрегать правилами безопасности, эксплуатации подъемника и здравым смыслом».

В конце концов из-за чересчур активных пассажиров, а также отсутствия качественного и своевременного обслуживания в лифтах, бывало, проваливался пол. Также серьезно пострадать или погибнуть можно при попытке выбраться самостоятельно из застрявшей кабины.

Фото предоставлено ООО ИКС ЙЕРА.

Предрассудок номер два — в лифте можно задохнуться (например, если надолго застрять).

«Этот миф не выдерживает никакой критики, — комментирует Черников. — Во-первых, в подъемнике есть вентиляция — специальные решетки внизу и наверху. Во-вторых, сама шахта — это по сути труба, в которой постоянно циркулирует воздух».

Нередко страх задохнуться сопряжен с паникой. В такие моменты некоторым из нас свойственно делать глубокие вдохи, из-за чего происходит перенасыщение кислородом, что еще больше усиливает тревогу и вызывает ощущение нехватки воздуха. Вот почему важно соблюдать спокойствие, даже если застрял в лифте.

Миф третий — двери лифта (во время его движения) могут открыться между этажами.

Разоблачение: хорошая кабина спроектирована так, чтобы открываться при взаимодействии внутренних дверей с внешними стационарными. Самостоятельно распахнуться в неположенном месте у нее не получится.

«Но даже если вы застряли между этажами и кабина открылась, не пытайтесь выйти наружу — это опасно для жизни, так как лифт может в любую минуту тронуться, — предупреждает Черников. — Если вы поднялись на нужный этаж, но кабина не открылась, не паникуйте и не пытайтесь самостоятельно взламывать двери. Нажмите соответствующую кнопку, а если не сработает, вызывайте диспетчера или аварийную службу».

Миф четвертый — если застрял в лифте, просидеть в нем можно очень долго.

По закону вызволить человека должны в течение получаса, а за сутки — устранить неисправность и запустить подъемник. На практике спасение застрявших может несколько затянуться. Причиной тому — пресловутый человеческий фактор. Скажем, на участке работает только один механик, который получил похожие вызовы сразу из нескольких домов.

Ну и, наконец, лифты якобы опасны.

На самом деле лифт давно считается самым безопасным транспортным средством. В этом ему уступают даже эскалаторы. Подъемник проделал долгий путь от первых примитивных конструкций до современных надежных механизмов. Инженеры даже шутят, что риск споткнуться и упасть на лестнице куда выше, чем травмироваться в кабине.