Две картины с необычной судьбой передал в реставрацию музей-заповедник «Павловск».

На рубеже XVIII–XIX столетий известный художник Семен Щедрин создал эти картины как единое произведение – пейзажи «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд».

Фото: ГМЗ «Павловск»

На левой части полотна творец изобразил Павловский дворец на берегу Славянки, а сама река в обзор не попадает; на правой — Мариентальский пруд с лестницей, которая ведет к деревянному павильону Трельяж. Правее него можно увидеть двухэтажный дворец графа Кутайсова. В левой части угадывается здание дворцовой оранжереи, а центр пейзажа скрыт деревом: именно оно разбивает полотно на две композиции, что, возможно, в дальнейшем спровоцировало деление картины надвое.

Первоначально картина, а также три пейзажных панно — вид Гатчинского дворца и два изображения Петергофских фонтанов — были заказаны Павлом I с целью украшения Большого зала Михайловского замка. Одновременно с этими событиями аналогичный заказ получил другой известный пейзажист — Андрей Мартынов, написавший для Михайловского замка шесть больших композиций с видами Павловска. После гибели императора десять картин покинули Михайловский замок и попали в Академию художеств. Уже в царствование Николая I их перевезли в Гатчинский дворец, где они находились до начала Великой Отечественной войны.

Вероятнее всего, разделение картины Семена Щедрина на две композиции произошло во время ее бытования в Гатчинском дворце при правлении Николая I.

В музей-заповедник «Павловск» пейзажи поступили в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов. Картины несколько раз подвергались реставрации, в том числе и в 2010-м году перед выставкой в Перми «Императорский Павловск. Художественные коллекции». Тогда оба холста вновь соединили в единую первоначальную композицию с помощью монтажа в общую багетную раму. После возвращения из Перми специалисты снова провели реставрацию «Вида на Павловский дворец» с заменой подрамника по аналогу к парному пейзажу «Вид на Мариентальский пруд».

Пейзажи были экспонированы в Малиновом кабинете Павловского дворца, а в октябре 2022 года картины переместили в фонд, поскольку состояние их стало хуже. Особенно это касается «Вида на Павловский дворец». У полотна по всей поверхности появились небольшие вздутия, что указывало на локальную раздублировку основы.

Сейчас обе картины нуждаются в комплексной реставрации, а также изготовлении новой общей золоченой рамы по индивидуальному проекту. Работу до конца года выполнит Художественно-реставрационная группа, после чего посетители вновь увидят уникальные пейзажи Щедрина.