Средства индивидуальной мобильности делятся на прокатные и частные. И если пользование первыми регулируется, то контролировать физлиц затруднительно. Чем опасна такая ситуация, попробуем разобраться вместе с экспертами Ассоциации операторов микромобильности.

Численный перевес

Прокатный парк СИМ представлен самокатами. В частном владении самые разные аппараты: гироскутеры, сигвеи, электроскейтборды, моноколеса.

По оценкам Ассоциации операторов микромобильности, в России около 300 тысяч прокатных СИМ, а вот в частных руках их количество колеблется в пределах 500-800 тысяч. При этом не все СИМ попадают в статистику: их покупают через маркетплейсы и по объявлениям.

Если посмотреть на количество ДТП с участием СИМ, то в 2023 году 47% происшествий зафиксировано с участием аппаратов, принадлежащих частникам (данные научного центра безопасности дорожного движения).

Идут в обгон

По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, опасность частных средств мобильности заключается в отсутствии у них встроенного скоростного ограничения. Если в Петербурге прокатные самокаты запрограммированы на соблюдение скоростного режима в 20 км/ч, а в некоторых зонах не едут быстрее 10 км/ч и 15 км/ч (в соответствии с установленными правилами). То частные СИМ могут развивать скорость до 80-90 км/ч. При этом желающих погонять всегда хватает.

«Иногда с ужасом наблюдаю, как мою машину обгоняют любители быстрой езды на СИМ»,
— комментирует Ксения Эрдман.

В чёрном капюшоне, на чёрном колесе

Второй момент – сложность при идентификации нарушителя. Даже при наличии уличных камер, попытки порой оказываются бесполезны. Если водитель был, например, в капюшоне.

Операторы проката определяют участника ДТП по времени пользования самокатом без необходимости просмотра записей видеонаблюдения. Некоторые частники, владеющие СИМ, довольно непредсказуемые и, к тому же, неуловимые.

Горят, взрываются

Вызывает опасение и техническое состояние частных СИМ. Нередки случаи возгорания и взрывов с пострадавшими. В апреле 2024 года в Петербурге из-за взрыва моноколеса пострадала пожилая женщина, находившаяся на тот момент в квартире. Колесо поставили на зарядку на балконе, из-за взрыва произошло возгорание, выгорела часть кухни.

Ксения Эрдман считает, что причина таких происшествий – несерьезное отношению к техобслуживанию частных СИМ. Страховку ведь оформлять не нужно, поэтому на неисправности владельцы смотрят сквозь пальцы, либо не подозревают о них.

Пример есть

Очевидно, что частников тоже нужно контролировать. Возможно идти примерно по тому же по пути, что и с операторами проката. Комитет по транспорту Петербурга ежегодно заключает соглашение с кикшеринговыми компаниями, в котором определено ограничение скорости в 20 км/ч, а в некоторых локациях 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение постоянно дополняется новыми ограничительными мерами, что способствует повышению безопасности движения на СИМ.

Нужна неотвратимость наказания

Частные СИМ должны быть зарегистрированы, иметь номер и QR-код, считает эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Попов.

«Готовится законодательная инициатива о регистрации всех СИМ: и частных, и прокатных. Только так можно добиться неотвратимости наказания. Также обратите внимание на законопроект о повышенных штрафах для самокатчиков, который Госдума рассматривала 10 июля 2024 года. Там говорится не только о штрафах, но и о передаче контрольных полномочий органам исполнительной власти на местах. Только после соединения этих двух факторов – обязательной регистрации СИМ и передачи местной власти права штрафовать нарушителей – мы получим порядок в этой сфере»,
— пояснил Дмитрий Попов.

Вероятно, в ближайшее время водителей частных СИМ ждут большие перемены.