Средства индивидуальной мобильности делятся на прокатные и частные. И если пользование первыми регулируется, то контролировать физлиц затруднительно. Чем опасна такая ситуация, попробуем разобраться вместе с экспертами Ассоциации операторов микромобильности.
Численный перевес
Прокатный парк СИМ представлен самокатами. В частном владении самые разные аппараты: гироскутеры, сигвеи, электроскейтборды, моноколеса.
Если посмотреть на количество ДТП с участием СИМ, то в 2023 году 47% происшествий зафиксировано с участием аппаратов, принадлежащих частникам (данные научного центра безопасности дорожного движения).
Идут в обгон
По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, опасность частных средств мобильности заключается в отсутствии у них встроенного скоростного ограничения. Если в Петербурге прокатные самокаты запрограммированы на соблюдение скоростного режима в 20 км/ч, а в некоторых зонах не едут быстрее 10 км/ч и 15 км/ч (в соответствии с установленными правилами). То частные СИМ могут развивать скорость до 80-90 км/ч. При этом желающих погонять всегда хватает.
«Иногда с ужасом наблюдаю, как мою машину обгоняют любители быстрой езды на СИМ»,— комментирует Ксения Эрдман.
В чёрном капюшоне, на чёрном колесе
Второй момент – сложность при идентификации нарушителя. Даже при наличии уличных камер, попытки порой оказываются бесполезны. Если водитель был, например, в капюшоне.
Операторы проката определяют участника ДТП по времени пользования самокатом без необходимости просмотра записей видеонаблюдения. Некоторые частники, владеющие СИМ, довольно непредсказуемые и, к тому же, неуловимые.
Горят, взрываются
Вызывает опасение и техническое состояние частных СИМ. Нередки случаи возгорания и взрывов с пострадавшими. В апреле 2024 года в Петербурге из-за взрыва моноколеса пострадала пожилая женщина, находившаяся на тот момент в квартире. Колесо поставили на зарядку на балконе, из-за взрыва произошло возгорание, выгорела часть кухни.
Ксения Эрдман считает, что причина таких происшествий – несерьезное отношению к техобслуживанию частных СИМ. Страховку ведь оформлять не нужно, поэтому на неисправности владельцы смотрят сквозь пальцы, либо не подозревают о них.
Пример есть
Нужна неотвратимость наказания
Частные СИМ должны быть зарегистрированы, иметь номер и QR-код, считает эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрий Попов.
«Готовится законодательная инициатива о регистрации всех СИМ: и частных, и прокатных. Только так можно добиться неотвратимости наказания. Также обратите внимание на законопроект о повышенных штрафах для самокатчиков, который Госдума рассматривала 10 июля 2024 года. Там говорится не только о штрафах, но и о передаче контрольных полномочий органам исполнительной власти на местах. Только после соединения этих двух факторов – обязательной регистрации СИМ и передачи местной власти права штрафовать нарушителей – мы получим порядок в этой сфере»,— пояснил Дмитрий Попов.
Вероятно, в ближайшее время водителей частных СИМ ждут большие перемены.