Комитет по образованию Петербурга (руководит Наталья Путиловская), кажется, не может искоренить проблему, с которой сталкиваются, по данным Мойки78, родители на севере Петербурга. Жалоб из других районов у нас нет. Мамы и папы вынуждены через конфликтные комиссии добиваться мест в школах не только для первоклассников, но и для детей постарше.

Иногда, просто чтобы дети из одной семьи посещали одну школу, а не разные, приходится буквально «вести бои», посвящая этому массу сил и времени. Обидно, что в год Семьи этим приходится заниматься и многодетным семьям, где детей трое и более.

История мамы-Натальи в Приморском районе началась с того, что трое детей в семье оказались по разным школам, а параллельно с этим у них появился еще один младший братик. В 2024 году старшая дочь окончила школу. По разным школам остались двое. Мойка78 рассказывала, что мама пытается перевести дочь-пятиклассницу в школу, где учится сын, перешедший во второй. Из конфликтной комиссии (КК) пришло уже два отказа. Но это еще далеко не все.

В первом отказе девочке предложили остаться в той же школе, в которой она учится сейчас. Мама снова подала заявление с просьбой принять дочь в школу№617, на что пришел ответ, где КК рекомендовало к зачислению ГБОУ 634.

«С точки зрения удобства, это лучше, чем сейчас. Эти две школы рядом, через дорогу, напротив друг друга, — говорит Наталья, переводя дух между боями, — но дело в том, что в самой школе после получения направления из КК нам прислали отказ в принятии в школу в связи с отсутствием в ней мест».

Наталья принялась выяснять, может ли так быть. Разве необязательны решения КК для администраций школ? В родительских чатах — сплошные противоречия: кто-то пишет, что решение КК — обязаловка для любой школы, кто-то пишет, что школа вправе отказать.

Мойка78 попыталась расставить точки над «и». В самой комиссии на вопрос отвечать не стали, посоветовав корреспонденту обратиться в отдел образования администрации Приморского района. В отделе образования специалист, который не представился, указал, что действительно решения КК носят лишь рекомендательный характер. Мы предположили, что обязаловка может быть в случае поступления в 1 класс, а не при переводе в другую школу более старших детей. На этот вопрос нам не ответили. Тогда Мойка78 задала его пресс-службе городского комитета по образованию, который курирует вице-губернатор Ирина Потехина. Там разъяснили следующее:

«Положения единого по работе конфликтных комиссий на все районы нет. Каждый район разрабатывает свое положение и действует в соответствии с ним».
«То есть где-то обязательны решения КК, где-то нет?», — уточнил корреспондент. «Да, нужно смотреть, что там в Приморском», — ответила пресс-служба.

То есть журналиста снова по сути отправили в районный отдел образования, где на вопросы отвечают, похоже, не слишком охотно. В открытом доступе найти положение о работе КК в Приморском районе не удалось. Приморский район, напомним, возглавляет Алексей Никаноров, отдел образования района — Ольга Горячая. В любом случае во втором ответе КК Наталье говорится: «Вам рекомендовано к зачислению: ГБОУ школа 634 (документ имеется в распоряжении редакции).

Особенности отказа

Наталья продолжает проявлять завидное упорство — она подала третье заявление в КК с надеждой определить пятиклассницу в 617-ю школу, где учится брат. А параллельно стала дозваниваться в 634-ю школу. По словам Натальи, там ей сообщили, что ребенка принять как раз могут, но так как школа специализированная языковая, школьнице придется пройти собеседование, и поступление не гарантировано.

При этом Наталья утверждает, что в школе есть обычные классы, без языкового уклона и ее бы устроил и такой, коли уж 617-я школа остается для многодетной семьи неприступной крепостью.

На фоне этих событий Мойка78 задалась еще одним вопросом. Насколько важно детям учиться в одном учебном заведении не с точки зрения бытового удобства, а с точки зрения психологии, не разъединяет ли это семью, не создает ли дискомфорт детям.

Мы получили два мнения от професисиональных психологов. Татьяна Пухова, магистр психолого-педагогического образования, которая, к слову, ранее работала в одной из школ-участниц этой эпопеи, рассказала, что психологических проблем не видит, ведь дети разных параллелей почти не пересекаются в школе, заканчивают учебу часто в разное время.

«Единственное, если, например, младший ребенок испытывает беспокойство, волнение, возможно ему было бы комфортней знать, что старший где-то рядом. Но это редкий случай».
«Все сугубо индивидуально. Нельзя однозначно сказать — плохо это или хорошо, когда дети учатся в разных школах. Есть такие братья-сестры, которые в школе будут друг друга за версту обходить, а кто-то не разлей вода. Очень все по-разному — зависит от массы нюансов»,
— прокомментировала ситуацию психолог Елена Макаренко.

Мойка78 продолжает следить за развитием ситуации. Также ранее мы описывали мытарства еще одной мамы, которой не устроить ребенка в первый класс, их семья также проживает в Приморском районе.