Трудовой спор в компании «Северная столица» вскрыл интересные подробности работы школьных буфетов в Петербурге. Как оказалось, булочки и соки, которые учащиеся покупают на переменах, позволяют поставщикам питания генерировать сотни миллионов наличности в месяц.

Как рассказала в суде сотрудница «Северной столицы», в буфете, по ее словам, чуть ли не нормальной практикой было принимать оплату от школьников на личные карты продавцов, а потом передавать компании в виде наличности, которая потом перевозилась в офис поставщика школьного питания.
«По установленному работодателем порядку утром приезжал водитель, забирал денежные средства и отвозил их в офис»,
— указано в материалах дела.

Как рассказали родители петербургских школьников, буфеты детские банковские карты не принимают. Вариантов оплаты булочек и соков два: либо картой питания, где хранятся деньги на комплексные обеды, либо наличкой. Второй вариант – самый популярный.

Всего в Петербурге, по данным Смольного, порядка 600 тыс. школьников. Понятно, что не все из них будут стоять в очереди в буфет каждый день. К примеру, 1-4 классы обязаны кормить завтраками, кому-то родители выдают контейнеры с едой с собой. Однако если отталкиваться от того, что хотя бы 30% учеников все же покупают булочки в буфете, представить ежедневный поток наличности в пользу комбинатов питания не сложно.

Школьная столовая. Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова

Интересно, что не все школы Петербурга публикуют прайс-лист на продукцию из буфета. Но, к примеру, на сайте лицея  №64 в Приморском районе цены все же нашлись. Из документа, с которым ознакомилась редакция, следует, что самая дорогая булочка в меню – с вишней – 80 рублей. Пицца стоит 50 рублей, столько же сосиска в тесте. Кормит школу комбинат питания «Нева», он же предлагает и услуги в буфете.

В Центральном районе школу №178 кормит «Единая сеть питания Северо-Запад», зарегистрированная в Москве в конце 2023 года. Классической выпечки в меню буфета нет, только заводское печенье и зефир. Но цены не превышают 100 рублей.

Фото: Baltphoto/Вероника Овсянникова

В школе №203 Красносельского района в 2023 году работала компания «Северная столица». Прейскурант на буфет довольно необычен, в нем салаты, каши, супы. Дороже всего курица под сыром – 115 рублей за порцию. В среднем, по словам родителей, опрошенных редакцией, в день дети могут потратиться на 200 рублей – за три булки и напиток.

Получив все вводные, переходим из столовых к урокам математики. Если исходить из того, что 30% школьников ежедневно питаются в буфетах, получаем цифру в 180 тыс. детей. Ежедневно, по расчетам редакции, они могут генерировать по 36 млн рублей в пользу поставщиков питания и операторов буфетов. Причем, как показала практика – именно наличкой. В месяц получается 720 млн рублей, в год набежит 122 млрд рублей. Однако даже если сложить выручку крупных поставщиков питания за 2023 год, получится, что она сильно отстает от этих данных, а в нее входят и многомиллионые контракты по социальное питание школьников. Создается впечатление, что вся борьба поставщиков питания в рамках госконтрактов идет не столько за право кормить льготные категории, сколько за право организовать буфет.

Вице-губернатор Петербурга Валерий Москаленко. Фото: пресс-служба администрации Петербурга

Если допустить, что все сказанное на процессе об увольнении сотрудницы «Северной столицы» — правда, то встает логичный для любого бизнесмена вопрос – как в отчётности поставщиков питания перед налоговой отражены потоки наличности и отражены ли вообще. Редакция направила запрос вице-губернатору Петербурга Валерию Москаленко, курирующего сферу, с просьбой прокомментировать, отчисляют ли налоги компании с заработанного кэша и сколько. Кроме того, мы поинтересовались об объемах отчислений у налоговой, заодно спросив, мониторит ли ФНС объемы наличности поставщиков питания и цифр, заявленных в отчетах, на предмет несоответствия.

Кстати, в прошлом году Центральный банк призывал банки бороться с отмыванием по «ресторанной схеме». По данным регулятора, часть заведений общепита оформляли кассы и банковские терминалы на других юрлиц. Это позволяло им не зачислять средства на свои счета, а перенаправлять их на счета туристических компаний и крупных автосалонов для покупки у них наличной торговой выручки либо переводить на счета граждан. А, как рассказывают родители, в петербургских школьных столовых касс может и вовсе не быть.