О том, как чувствуют себя небольшие и региональные банки и почему на них стоит обратить внимание потенциальным клиентам, рассказала Ольга Горюкова, директор Департамента риск-менеджмента — член Правления АО «Свой Банк».
— ЦБ ужесточил монетарную политику. Как себя чувствуют небольшие банки?
— Ужесточение монетарной политики ЦБ РФ усложняет для небольших банков достижение плановых стратегических показателей. Рост ключевой ставки — это всегда чувствительно, так как для всех банков повышается стоимость привлеченных ресурсов, вслед за которой растет и цена кредитов для заемщиков. При этом не все заемщики готовы к агрессивному росту процентных ставок. Особенно ощутимо это для небольших банков, не обладающих собственной уникальной линейкой продуктов.
В целом изменение макроэкономических условий, ужесточение монетарной политики ЦБ РФ напрямую влияет на стоимость фондирования и стоимость кредитных продуктов, но снижения потребности со стороны наших клиентов мы не отмечаем — ни со стороны вкладчиков, ни со стороны заемщиков.
— Какие перспективы развития малых кредитных организаций, в том числе региональных, вы видите?
— Все зависит от принятой стратегии развития банка, используемых технологий, уникальности предлагаемых продуктов, финансовых возможностей акционеров поддержать развитие бизнеса через докапитализацию и другие инструменты, нацеленные на поддержание и рост финансовой устойчивости.
Чтобы удержаться на рынке, региональному банку важно улучшать свои процессы и продукты, при необходимости трансформировать бизнес-модель, использовать новые передовые банковские технологии, продолжать развивать свою IT-инфраструктуру, наравне с крупными банками выходить в диджитал-канал и быть в чем-то своем уникальным, непохожим на всех остальных.
— Какие плюсы вы могли бы отметить у малых кредитных организаций перед гигантами банковского сектора?
— Несомненно, способность к быстрым изменениям. Любые изменения для крупных игроков банковского рынка, как правило, сопровождаются сложными и долгими бюрократическими процедурами согласований. В этом плане они сильно уступают небольшим банкам, которые могут запустить эти изменения в течение 2-3 дней. Во-вторых, индивидуальный подход к клиенту. Бизнес-процессы крупных банков нацелены на предоставление массовых продуктов вне зависимости от клиентского сегмента. Небольшие банки готовы на индивидуальную конфигурацию продукта/услуги.
Также в последнее время, учитывая явное несовершенство ответов виртуальных помощников, для ускорения и результативности в решении интересующего клиента вопроса сохраняется высокая потребность в его поддержке со стороны человека — специалиста банка. Ответы робота бывают не по теме, содержат ответ не на тот вопрос, или вопросы клиента вообще игнорируются. Как раз небольшие банки могут этому хорошо противодействовать, привлекая опытных специалистов для разбора каждого обращения, чем заслуживают высокое доверие и лояльность со стороны своих клиентов.
— Почему потенциальным клиентам стоит обратить внимание на предложения небольших банков?
— Условия получения банковских кредитных продуктов для потенциальных клиентов в небольших банках сегодня могут быть аналогичными, а иногда более привлекательными по сравнению с условиями крупных банков. Так, предлагая клиенту повышенную процентную ставку, небольшие банки стараются компенсировать ее для клиента множеством дополнительных преимуществ — высокой скоростью принятия решения по заявке, индивидуальным сопровождением со стороны банка как при подаче заявки, так и на протяжении всего срока действия кредитного договора, предложением дополнительных персонифицированных условий по вкладам и депозитам, другим банковским продуктам.
Крупные банки, попавшие в санкционные списки, уступили свои позиции в международных платежах, и сейчас именно небольшие банки с базовой лицензией способны обеспечить расчеты, необходимые клиентам.