Родители, которые считают, что достигли стеклянного потолка в своей сфере, могут пробить его, продвигая своих детей в лучшие школы и спортивные секции. По наблюдениям Мойки78, именно элитные гимназии и лицеи могут стать базой для строительства многомиллиардного бизнеса. Причем речь не о подрядах на их строительство, а о дружбе с ключевыми чиновниками, бизнесменами и знаменитостями, которая может зародиться на родительском собрании.
Как правило, термин «социальный лифт» ассоциируется со взлетом наверх — карьерный рост, приобретение более высокого социального статуса, рост доходов. Как проскочить сразу как можно больше этажей — тут советы хорошо учиться и вкалывать на работе не поднимая головы помогают не всегда. По наблюдениям Мойки78, которая изучает внутриэлитные конфликты Петербурга, тенденция такова, что именно школы — одно из лучших мест для создания и укрепления бизнеса. Особенно для тех, кого не приглашают на ПМЭФ и совещания в высокие кабинеты.
Но не стоит уповать лишь на везение. Родителям стоит приложить и свои усилия. Причем начать следует с 1 класса, а то и с детского сада. Именно дошкольный возраст и младший школьный возраст деток — период активности родкомов, родительских чатов, большого количества общих праздников и так далее. Как правило, в элитные гимназии и лицеи Петербурга попасть просто так не получится. В большинстве предусмотрены экзамены и собеседования.
А значит, родителям, которые понимают силу нетворкинга в элитных гимназиях, нужно предварительно вложиться в репетиторов и олимпиады, чтобы отпрыск выгодно выделялся на фоне остальных. Для победителей олимпиад и международных конкурсов место найдется даже там, где остальные получают отказ из-за наполнения класса.
Также и с детскими садами. Например, в Приморском районе обычный государственный садик в свое время в одни годы посещали дети игроков ФК «Зенит», причем его звездного состава (маленькие Малафеевы, Аршавины, Кержаковы), сын директора крупного ГУПа, отпрыски владельцев строительных компаний, внуки чиновников из Смольного и так далее. Попасть в садик, правда, было непросто — район большой и густонаселенный и мест всегда не хватало, а в какой-то момент для садика построили второе здание.
Альтернатива — спортивные секции, где традиционно занимаются дети петербургской элиты. В этом случае, особенно на первом этапе, родителям придется инвестировать немалые суммы в покупку инвентаря и сборы. Зато на них можно поближе познакомиться с супругами известных людей и даже посекретничать с ними. Такую близость монетизировать, кажется, гораздо проще, чем начинать бизнес с нуля и без поддержки сильных мира сего.
Мама может
При этом, по словам родителей, весомую роль в возврате инвестиций играют мамы, а не папы. Последние реже ходят на родительские собрания и менее охотно дружат с другими родителями в классе. Мамы же, наоборот, готовы чаще откровенничать и проявляют большую вовлеченность в жизнь садика, школы или спортивной секции. Обратить на себя внимание статусной персоны, кажется, могли бы помочь курсы по развитию харизмы, если природной в излишке нет.
На некоторых учат, к слову, не только располагать к себе при личном общении, но и поддерживать имидж «обаяшки» при общении в сети. А, как известно, часть жизни почти любой мамы школьника сейчас — это переписка в родительских чатах.
Кстати, самому термину «социальный лифт» почти 100 лет, он был введен в научный оборот американским социологом российского происхождения Питиримом Сорокиным в 1927 году.