В Петербурге, похоже, сошлись две, без лишней скромности скажем, мировых звезды музыкальной сцены. Причем обе делят между собой внимание группы ВТБ.
Банк ВТБ выступает партнером musicAeterna с 2016 года. То есть те Дягилевские фестивали, которые окончательно утвердили величину дирижера, в том числе и заслуга банкстеров. В Петербурге во время ПМЭФ-2024 был анонсирован совсем роскошный «подарок» Курентзису — отдельный концертный зал, по крайней мере так его представляли широкой общественности, в районе Адмиралтейских верфей. То есть в 500 метрах от концертного зала Мариинского театра.
«Начинка» концертного зала для musicAeterna пока неизвестна. С одной стороны, в прессе фигурировал именно концертный зал. Но те, кто следит за судьбой musicAeternа, давно понимают — это далеко не просто музыкальный коллектив. Кажется, что у Курентзиса достаточно амбиций занять свое место на олимпе именно театральных мэтров. А значит, площадка, которую сулит ВТБ, может стать полноценным современным театром. К тому же есть цифры — без малого 80 млрд рублей закладывается на строительство. Инфляция, конечно, кусается, но вот интересная деталь — вторая сцена Мариинки, которая на момент строительства была одной из самых дорогих площадок в мире, стоила, по данным «Коммерсанта», 19,1 млрд рублей. Это, конечно, 2012 год, но кажется, что Курентзис потенциально может заехать в не просто очередной концертный зал.
В то же время в Мойке78 еще помнят одну из первых встреч Владимира Кехмана на посту главы Михайловского театра с главными редакторами петербургских изданий. На ней он недвусмысленно намекнул, что петербургский театральный бомонд не то чтобы слишком особенный — новичков не любит и продвигать молодые и чрезмерно амбициозные таланты не спешит. Касается ли это правило Курентзиса — утверждать не беремся. Но вот простой факт — ни в Михайловском театре, ни в Мариинском выступлений дирижера в последнее время нет. Хотя пока Курентзис жил и работал в Перми, musicAeterna приглашали в концертный зал Мариинки. Даже после его переезда именно вотчина Гергиева стала одной из первых площадок для выступления греческого дирижера.
И вот теперь Гергиев с Курентзисом делят разве что сцену зала «Зарядье». И тут достаточно интересная деталь: в 2022 и 2023 годах открытие концертных сезонов проходило дважды. Отдельно сезон открывал Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра, отдельно — Теодор Курентзис с его musicAeterna. Причем тогда же «Российская газета» даже писала, что есть в этом элемент «какого-то противостояния».
Впрочем, есть в этих хитросплетениях взаимоотношений главных театральных звезд Петербурга и позитивный момент. Дополнительная интрига в театральном закулисье, вероятно, может приманить в Петербург любителей прекрасного. Особенно пока билеты на Курентзиса стоят по 20 тыс. рублей — для Мариинского театра, особенно если сравнивать с билетами на Щелкунчика 31 декабря, — сущие копейки.