Лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Сергей Миронов приковывает внимание не только всей России, но и любителей искусства в любой другой стране мира, как дружественной, так и недружественной к музею Эрарта. Тем самым создавая эффект Барбры Стрейзанд.
Эффект Барбры Стрейзанд — это социальный феномен, при котором попытка скрыть или удалить определенную информацию из публичного доступа приводит к ее еще большему распространению в интернете. Термин возник после инцидента в 2003 году, когда актриса Барбра Стрейзанд подала иск против фотографа и веб-сайта за публикацию фотографии ее дома, требуя компенсацию в 50 млн долларов. Вместо того чтобы скрыть фотографию, этот шаг привел к тому, что она стала еще более известной и доступной широкой аудитории.
Речь идет о матрешке с шипами внутри. Это работа Евгения Кондратьева, получившая название Welcome to Russia (в переводе с английского означает «добро пожаловать в Россию»).
Подобное в родном городе и на «родине президента» недопустимо, подчеркнул глава «Справедливой России».
Welcome to Russia
Корреспондент Мойки78 некоторое время назад побывал в Эрарте и послушал, что рассказала о матрешке экскурсовод. Экспонат выступает символом родины, внутри которой воинствующие атрибуты. Шипы сознательно не металлические, а мягкие, чтобы показать, что в России не все так однозначно. То, что издалека кажется угрожающим, при ближайшем рассмотрении — мираж.
Посетители могут войти внутрь матрешки и сделать фото.
С позицией Миронова согласны не все. Депутат Госдумы Ксения Горячева отмечает, что Эрарта за годы работы показала себя как важнейшая часть культурной жизни Петербурга. По ее мнению, это не просто музей. Это пространство для диалога и обмена мнениями, а также место, где поднимаются актуальные вопросы и обсуждаются важные темы, цитирует ФедералПресс.
С учетом возникшего ажиотажа вокруг Welcome to Russia, Миронов играет обеим сторонам на руку, поднимая, как кажется редакции, стоимость экспоната.
Мойка78 направила письмо в пресс-службу Эрарты, где запросила комментарий и поинтересовалась, намерен ли музей поднять цену на матрешку и продать ее на волне критики. Также мы спросили, готовы ли в Эрарте убрать из открытой экспозиции или вернуть авторам работы, вызвавшие наибольший резонанс.
Создательницы Эрарты
Официальное открытие Эрарты состоялось в конце сентября 2010 года, но первые посетители смогли пройтись по музею еще в мае. Последующие месяцы внутри продолжалась развеска картин и обустройство залов, музей работал, но в тестовом режиме.
Основателем негосударственного музея современного искусства считается Марина Варварина. В его основу легла ее собственная коллекция творческих работ.
Название музея расшифровывается как «эра арта» — «эра искусства».
Борьба с искусством
Когда в Петербурге открывали Эрарту, Сергей Миронов уже покинул петербургский парламент и перебрался в Госдуму, поэтому в Северной столице его, предположительно, не было.
Мойка78 направила в пресс-службу Сергея Миронова письмо, поинтересовавшись, намерен ли депутат и дальше продолжать бороться с предметами искусства, не отражающими патриотическую направленность, будет ли он приглядывать за предметами искусства в Эрарте, а также расширять список музеев, изучая их экспонаты и проверяя их на соответствие запросам общества.
В 2019 году критика обрушилась на всемирно известного художника Покраса Лампаса из-за его «Супрематического креста». Каллиграфия появилась во время фестиваля «Стенография» на площади Первой Пятилетки в жилом районе «Уралмаш» в Екатеринбурге, но уже на следующий день коммунальщики закатали ее в асфальт.
Работу в конечном счете пришлось переделывать. В основу нового эскиза вместо креста легли три независимых прямоугольника. Проект согласовали с администрацией Екатеринбурга, а после воплотили в жизни. Но каллиграфия не пережила уральскую зиму 2021/22. На поверхности брусчатки остались бледно красные участки.