Мошенники не дремлют, продолжая выдумывать все новые схемы обмана для кражи денег своих жертв. Под прицелом — социально незащищенные слои населения. Пенсионеры, сами того не осознавая, ведутся на уговоры аферистов и отдают им последнее.
И не всегда только через телефонные разговоры. Пожилые люди, не обладая знаниями в обращении с мобильными, рискуют нарваться на вирусное приложение, способное захватить их телефон, выманить личные данные и использовать в свои корыстных целях. Особенно уязвимы устройства на базе Android, чаще всего используемые пенсионерами. На такие смартфоны можно случайно скачать файл в формате .apk, содержащий вирус.
Мойка78 на волне происходящего прошерстила сайты социально-досуговых отделений разных районов Петербурга, которые активизируют свою работу для людей серебряного возраста, как их любят называть в Смольном, и выяснила, проводится ли в городе работа по повышению финансовой грамотности граждан серебряного возраста и предупреждению мошенничества в отношении их.
В рамках проекта «Серебряный возраст» в ряде бюджетных учреждений проводят лекции, где участникам рассказывают об уловках аферистов, учат как распознать схемы злодеев и как не стать очередной жертвой, сберечь деньги и нервы.
Например, в комплексном центре соцобслуживания населения Выборгского района Петербурга, помимо творческих и танцевальных кружков, экскурсий и игр, регулярно проходит «Юридический час». Один из последних посвятили теме мошенничества. Юрист рассказал о распространенных фразах и приемах, которыми пользуются мошенники для обмана доверчивых людей.
В комплексном центре соцобслуживания населения Красногвардейского района прошел мастер-класс «Правила пользования мобильными приложениями». Его участникам рассказали, как правильно использовать и устанавливать приложения. Ведущий отдельно отметил важность установки приложений только из официальных источников, его изучение перед загрузкой, а также указал на необходимость проверки разрешений, которые пользователь дает программе. В противном случае, есть риск нарваться на троян, который просочится в устройство и даст злоумышленникам доступ к ним.
Разговоры о мошенниках проходят и в библиотеках города. Такая встреча с юристом состоялась, например, в Центральной районной библиотеке «В Озерках». Слушатели познакомились с видами мошенничества в области услуг и банковской сферы, обсудили самые частые способы обмана и методы защиты от него, а также получили рекомендации на случай, если все же стали жертвами злодеев.
Однако можно предположить, что далеко не каждый пенсионер — активный пользователь соцсетей. Пожилые люди не скролят ленту новостей в ВК и не штудируют посты в Telegram в любую свободную минуту. И, судя по размеру аудитории в ряде tg-каналов, вероятнее всего не читают, например, комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (347 подписчиков).
Банки тоже не спешат предупреждать своих пожилых клиентов (да и не пожилых тоже) о схемах мошенников. Подойдя к банкомату любого банка, на экране не получится увидеть предупреждения или видеоролика об аферистах и советов о том, как с ними бороться. А ведь зачастую пенсионеры, попавшиеся на уловки жуликов, именно через банкоматы и отделения банков обналичивают свои сбережения, доверчиво отдавая их в руки дропперов, а после идут писать заявления в полицию.
Более того, открыв приложение того или иного банка перед пользователем, как правило, высвечивается реклама, но ни слова о мошенниках.
Здесь и обман с QR-кодам, например, на квитанциях за ЖКУ, и развод с якобы заканчивающимся договором на оказание услуг связи, и липовые конкурсы от маркетплейса, и приглашения на свадьбу с «сюрпризом» в видео трояна, а также списания «на нужды СВО».
Ранее Мойка78 рассказывала, что Смольный, как и обещал Рябовол, начал кампанию по спасению пенсионеров от мошенников.