Архитектурная составляющая и внешний вид многоквартирного дома начинают завоевывать место в топе критериев выбора жилья, где в лидерах всегда были цена за квадрат, локация, вид из окна и удобство. Девелоперы, чувствуя тренд, похоже, готовы дать чуть больше свободы творчеству архитекторов, чей полет фантазии раньше часто приземляли по экономическим соображениям.
Новые тренды, в том числе изменения в отношениях девелопер-архитектор, обсудили на бизнес-завтраке в рамках конкурса «Доверие потребителя-2025». Во главе угла встал вопрос, как найти баланс между экономикой и творчеством в строительстве жилых комплексов. До последнего времени, отметили участники, архитектура и девелопмент были как два разных мира и разговаривали на разных языках. В роли переводчика, похоже, выступил потребитель, который стал внимательнее присматриваться к внешнему облику своего будущего жилья.
Со стороны создателей проектов высказался Евгений Подгорнов, директор и главный архитектор Архитектурной студии «ИНТЕРКОЛУМНИУМ», который отметил жесткость условий со стороны застройщиков в некоторых случаях. Тем не менее он уверен, что иногда архитектору настоять на своем видении необходимо и, в первую очередь, в случаях, когда девелопер выходит на рынок впервые, а значит не может пока похвастать большим багажом практического опыта.

По-своему на тренд отреагировали в оргкомитете конкурса «Доверие потребителя». Его исполнительный директор Валентина Нагиева обратила внимание участников встречи на то, что уже три года при подведении итогов авторы архитектурных проектов объектов финалистов упоминаются в обязательном порядке. Сами девелоперы все чаще стали называть авторов проектов, продвигая свой продукт. Можно предположить, что это им посоветовали их маркетологи, которые почувствовали готовность потребителя платить не только за метры и функционал, но и за архитектурный облик территории. Кроме того название титулованного бюро может повысить престиж проекта в целом.
Председатель Объединения архитектурных мастерских, директор УРБИС-СПБ Олег Харченко отметил и еще один важный момент, связанный с упоминанием авторского коллектива: «Это повышает статус, индивидуальность и ответственность архитекторов, а конкурс «Доверие потребителя» этому способствует. Это важно для всех участников проекта».

Тем временем дискуссию вряд ли можно считать оконченной, архитекторы по-прежнему будут стремится к созданию шедевров, а девелоперы – к соблюдению сроков и бюджета. Однако точки примирения уже наметились, одна из них, согласились участники мероприятия, красиво — не всегда дорого, не стоит сразу отказываться от предложений архитекторов, даже если речь идет о строительстве в спальном районе.
Красота — спальному району
Решением спора между творцами и экономистами может стать следующий путь. Во-первых, архитекторам стоит предлагать заказчику несколько решений, во-вторых, вопросы реализации проекта в рамках бюджета нужно прорабатывать совместно. Прозвучал пример, когда кирпичный фасад можно сымитировать десятками способов, но разница в стоимости будет очень ощутимой. Участники дискуссии отметили, что проще реализовывать нестандартные архитектурные идеи в проектах премиум и бизнес классов, в других сегментах это сложнее, но в определенных рамках возможно и там.
Валентина Нагиева выразила уверенность, что обсуждение поднятой в рамках конкурса «Доверие потребителя» продолжится, потому что ее актуальность сегодня мало кто решится отрицать. Как скоро это скажется на облике петербургских новостроек, покажет время.