28 Сен 2025, Вс

Дата:

Поделиться:

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего

С 1 ноября в России вступает в силу обновлённый механизм утилизационного сбора. Если раньше для большинства физических лиц этот платёж был символическим — всего 3400 или 5200 рублей, — то теперь всё изменится. Важнейший критерий, от которого будет зависеть размер утильсбора, — мощность двигателя.

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: abn.agency
Это значит, что автомобили с двигателями свыше 160 лошадиных сил попадут под «коммерческий» утильсбор, который может исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами рублей. В зоне риска — премиальные марки, а также китайские бренды.

Что именно изменится, почему власти вводят новые правила и какие автомобили пострадают больше всего разобралась Мойка78.

Что такое утильсбор и зачем он нужен

Утилизационный сбор (утильсбор) — это платеж, который помимо всех прочих затрат на автомобиль закладывается для того, чтобы покрыть будущие расходы на утилизацию транспорта. То есть идея заключается в том, что машина, выработав ресурс, должна быть переработана, экологически безопасно ликвидирована, а не просто брошена. При этом сумма утильсбора включается либо при ввозе/регистрации машины, либо как часть цены.

Почему правительство и Минпромторг с 1 ноября хотят повысить утильсбор:

  • Увеличить поступления в бюджет. По оценкам, рост утильсбора может принести дополнительно 40–60 млрд рублей в год.
  • Сделать рынок более «честным». Утильсбор часто воспринимается как способ выровнять разницу между импортом и отечественным производством, дать преимущество тем маркам, которые уже локализовали производство.
  • Влиять на импорт и маршруты параллельного импорта. Новые правила будут особенно болезненны для моделей, которые привозят «на заказ» или «конфигурируют» через параллельные схемы.
  • Ввести прогрессивную шкалу: не просто увеличить ставки, но чтобы машины с мощностью выше определённой границы несли существенно большую нагрузку.

Таким образом, утильсбор — это не просто «новый налог», а инструмент, который может серьезно изменить баланс сил на автомобильном рынке России.

Какие ставки и как считается утильсбор сегодня

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: unsplash
Чтобы понять, как сильно ударит реформирование, нужно уяснить: что сейчас действует, как рассчитывается, и от каких параметров зависит.

Текущие ставки и льготы

По состоянию на сегодняшний день, для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, действуют льготные фиксированные ставки:

  • 3 400 рублей — для новых легковых машин с двигателем до 3000 см³.
  • 5 200 рублей — для машин старше 3 лет (при тех же параметрах)

Эти льготы пока сохраняются, но с условием — они применимы только к автомобилям с мощностью до 160 лошадиных сил.

Если мощность выше 160 л.с., к машине будет применяться коммерческий утильсбор, который существенно выше «льготного». Например:
  • За автомобиль с объёмом двигателя от 1,0 до 2,0 л коммерческая ставка уже может составлять 667 000 рублей при старой методике.
  • Для двигателей 2,0–3,0 л — ставка коммерческого утильсбора может подниматься до 1 875 400 рублей.

Такие «коммерческие» ставки применяют, если машина выходит за пределы льготных коэффициентов.

Новый механизм расчёта: что меняется

По планам Минпромторга и законопроектам:

  1. Базовая ставка будет оставаться, но коэффициенты пересчитают. Автомобиль не просто будет множиться на фиксированные коэффициенты по объёму двигателя, но будет учитываться мощность двигателя как независимый фактор.
  2. Льготный утиль (3,4 / 5,2 тыс.) будет сохранён только для машин с мощностью до 160 л.с. — выше — коммерческий утиль.
  3. Новые коэффициенты могут быть очень высокими — в проектах уже фигурируют суммы свыше миллиона, десятков миллионов рублей для мощных автомобилей.
  4. Утильсбор будет ежегодно индексироваться (рост ставок) до 2030 года, по планам.

Таким образом, под новые правила попадут особенно машины, которые сейчас при ввозе пользовались льготным (маломощным) утилем, но по факту имеют большую мощность.

Какова будет нагрузка: какие авто подорожают сильнее

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: PxHere

Не все машины пострадают одинаково. Вот группы, которые окажутся в «зоне риска»:

1. Мощные автомобили (свыше 160 л.с.)

Это — основные «мишени» реформы. Автомобили с мощностью выше порога автоматически переходят под коммерческий утиль. Поэтому:
  • Импортные премиум-бренды: BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche, Jaguar, Land Rover и др. — все они часто имеют двигатели с мощностью свыше 160 л.с. и будут сильно «ударены».
  • Китайские бренды, которые поставлялись через параллельный импорт и предлагали мощные версии — Geely Monjaro, Zeekr, Li Auto — они сейчас активно упоминаются как очень уязвимые к росту утильсбора.
  • Кроссоверы и SUV среднего сегмента с двигателями 2.0 и выше — они могут подорожать не на несколько десятков тысяч, а на сотни тысяч рублей. Например, Autonews приводит оценку, что для BMW X3 с мотором 3,0 л прирост утильсбора может составить около 2,955 млн рублей над тем, что сейчас платят физлица.

По мнению экспертов, диапазон 161-190 л.с. может «потянуть» к доплате ~ 750 тыс. руб. для физлиц.

2. Автомобили средней мощности, но импортированные по параллельным схемам

Даже если двигатель не слишком мощный, но машина ввозилась по льготам, новые правила могут нарушить экономику сделки:
  • Это может сказаться на тех моделях, которые сейчас продают через параллельные каналы (неофициальный импорт).
  • Популярные кроссоверы вроде Haval, Chery, Geely — если они не имеют локализации или не подпадают под льготу — могут подорожать. Autonews считает, что такие изменения не окажут серьёзного влияния на самые массовые китайские модели, но всё будет зависеть от точной формулы.
  • Особенно «на острие» будут версии с турбонаддувом, спортивные комплектации, версии с форсированными двигателями.

3. Автомобили с большими объёмами двигателей (3,0+ литра)

Для больших моторов коммерческий утиль уже сейчас может быть огромным:
  • В существующих данных встречаются суммы по утильсбору в миллионы рублей для машин с объёмом 3–3,5 л и старше 3 лет.
  • В проектах фигурируют очень высокие ставки: для автомобилей старше трёх лет с объёмом свыше 3,5 л и мощностью свыше 500 л.с. — 10,081 млн рублей в будущем (к 2030 году).
  • То есть спорткары, V6/V8 модели, премиум-модели с большими двигателями могут стать практически недоступными — просто потому что сумма утильсбора съест львиную долю цены.

4. Модели, остающиеся «в стороне»

Не все машины будут страдать:

  • Авто с мощностью до 160 л.с. будут сохранять льготы — 3,4 / 5,2 тыс. рублей — то есть они минимально пострадают или вообще не испытают серьезного роста утильсбора.
  • Автомобили, выпускаемые или локализованные в России, могут быть освобождены или частично компенсированы, особенно если они не зависят от импорта комплектующих.
  • Небольшие городские модели с экономичными двигателями — они могут остаться вне зоны сильного удара, особенно если покупаются новыми и остаются в пределах мощности ≤160 л.с.

Примеры: что может подорожать и насколько

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: PxHere
Чтобы сделать всё это более конкретным, приведем примеры и оценки, которые активно тиражируются в СМИ.
  • BMW X3 с мотором 3,0 л. Один из примеров — текущий утильсбор для такой машины физлицу сейчас — 5 200 руб. При новой методике с учётом мощности доплата может быть около 2,955 млн руб. Это будет означать рост цены машины примерно на 25 %.
  • Geely Monjaro — популярный для параллельного импорта кроссовер китайского бренда. Он уже попадает в список моделей, которые могут «исчезнуть» с рынка из-за утильсбора.
  • LiXiang Li L7 (гибрид) с мотором 197 л.с. — в одном из источников пишут, что при новых правилах сумма утильсбора может составить 1,83 млн рублей для этого автомобиля.
  • Электромобили Zeekr 001 с мощностью 225 л.с. — по новому утильсбору может быть задействован коммерческий тариф, и сумма утильсбора может достичь 2,16 млн рублей.
  • Китайские бренды вроде Zeekr и LiXiang уже рассматривают возможность приостановить продажи в России из-за того, что новые ставки могут сделать рынки нерентабельными.

Даже массовые модели могут ощутить рост — в ряде дилерских оценок сообщения о подорожании автомобилей до $120,6 тыс. из-за утильсбора появляются.

Кроме того, уже на текущем этапе (до вступления новых правил) автодилеры фиксируют рост цен на модели, ибо покупатели стараются «застолбить» машины до изменений.

Что значит «обойти стороной» — возможные исключения и «лабиринты»

Не всё так однозначно — есть нюансы, через которые некоторые автомобили могут избежать ударов из-за утильсбора:
  • Как уже отмечалось, льготная ставка (3,4 / 5,2 тыс.) будет действовать для автомобилей мощностью до 160 л.с..
  • Машины, уже ввезённые и зарегистрированные до вступления новых правил, могут быть «защищены» старым утильсбором, если утиль уже оплачен или сделаны таможня/регистрация по прежним ставкам.
  • Автомобили с локализацией производства в России могут получить преференции или компенсации (меньшая зависимость от импортных схем).
  • Утиль может не применяться к некоторых категориям: ретро-автомобили (старше 30 лет, признанные раритетом), автомобили дипломатических миссий и др. (в рамках исключений закона).
  • В случае если в новом законе будут предусмотрены переходные положения, часть ставок будет вводиться постепенно, или с «корректировками» для некоторых типов ТС.

Но главный «бункер невоздействия» — это те автомобили, которые остаются в рамках мощностей ≤ 160 л.с. Если автомобиль скромный по мощности и не «экстравагантен», вероятность остаться вне зоны резкого роста значительно выше.

Влияние на авторынок и реакции отрасли

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: Pxhere
Усиление утильсбора — это не просто рост налогов, это фактор, который может изменить саму структуру спроса и предложения на рынке автомобилей России.

Спрос сползёт к дешевому, маломощному

Поскольку «большие и мощные» автомобили станут дорогими за счёт утильсбора, часть покупателей переключится на скромные авто:

  • Компактные модели
  • Электромобили (с учётом льгот)
  • Автомобили с ресурсом ≤160 л.с.

Это скажется и на популярности брендов, которые ориентированы на массовый рынок.

Уход брендов и моделей

Некоторые китайские бренды уже заявляют, что рассматривают возможность приостановки поставок в Россию, если новые ставки окажутся слишком тяжёлыми.

Особенно под удар попадают те бренды, которые работали через параллельный импорт и ориентировались на свободные конфигурации, не локализованные. Например, Zeekr и LiXiang прямо упоминаются как марки, которые могут «уйти с рынка» или существенно сократить активность.

Возможный рост цен на вторичном рынке

Мир новых автомобилей впервые «отчуствует» изменения, но вскоре цены и на подержанные авто пойдут вверх, поскольку утильсбор будет закладываться в стоимость машин со стороны продавцов и перекупщиков.

Как быть обычному покупателю или владельцу

Утильсбор по-новому: какие автомобили в России подорожают сильнее всего
Фото: PxHere

Что делать, если вы планировали покупку авто, либо уже владеете машиной — как минимизировать ущерб?

  1. Поспешить до вступления новых правил. Если есть возможность, покупать авто до 1 ноября 2025 года (или даты, когда правило начнёт действовать), по прежней ставке. Это даст «защиту» от новых утильсборов.
  2. Выбирать мощность ≤ 160 л.с. Это текущий «порог» льготы, который даёт шанс остаться вне зоны максимального роста.
  3. Оценивать, будет ли выгода от импорта: модели, которые «внутри России» уже продаются или локализованы, могут быть более выгодны.
  4. Смотреть на электромобили / гибриды. Если они подпадают под льготу или формулы утиля окажутся выгодными, может быть смысл переключаться на «зелёные» варианты.
  5. Следить за официальными текстами закона. Пока проекты, а не точные законодательные нормы. Возможно, будут коррекции, скидки, переходные положения.
  6. Расширять срок владения. Если вы купите авто и держите его не менее года (для физлиц), возможно, сработают условия «личного пользования», которые могут препятствовать пересчёту сбора.
Так, утильсбор в России стоит на пороге серьёзной реформы. Если нынешние проекты одобрят, машины с мощностью выше 160 л.с. ощутят резкий рост «сбора», который может исчисляться не десятками, а сотнями тысяч, а то и миллионами рублей.

Марки вроде BMW, Mercedes, Geely Monjaro, Zeekr, LiXiang, и престижные модели с большими моторами — попадают в самую уязвимую категорию.

Но есть светлая зона — машины до 160 л.с., локализованные бренды, электромобили и те, кто успеет купить до вступления правил.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
ДзенЧитайте наши материалы в Дзене

Поделиться:

Событие для тех, кто мечтает превратить работу в найме в собственное дело, масштабировать бизнес и открыть новые горизонты.

Совкомбанк организует карьерный фестиваль «Лига Приключений» для студентов и выпускников этой осенью. Мероприятие запланировано в Воронеже, Хабаровске, Санкт-Петербурге и Казани с октября по ноябрь.

Новости дня

По теме

Подпишись на соцсети:

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.