В Москве задержали 21-летнюю Айну Манькиеву, которая бежала из Ингушетии в апреле 2025 года. Правозащитники утверждают, что так девушка спасалась от многолетнего насилия в семье.

О том, что девушку забрали в отделение полиции в Свиблово, стало известно 15 января. История попала в центр внимания СМИ и правозащитников.
Как рассказывают в правозащитной организации «Марем», Манькиева — инвалид по зрению. Со слов девушки, с детства она переживала в семье насилие. Однажды дошло до того, что после многократных унижений и побоев она серьезно заболела и восемь месяцев не выходила из дома. Некоторые эпизоды были настолько жестокими, что Айна могла и не выжить, утверждают правозащитники.
Задержали ее спустя восемь месяцев — по заявлению о краже, которое написала ее собственная мать. Та в полиции заявила, что дочь украла у семьи 20 тысяч рублей. При этом прежде никаких подобных фактов в правоохранительных органах семья не фиксировала.
Правозащитники говорят, что теперь Манькиеву могут передать полиции Ингушетии в рамках расследования.
Сама девушка в отделении в Свиблово написала заявление на свою семью. В нем она рассказала, что в течение многих лет над ней совершалось насилие — в том числе, сексуализированное. А отец Айны, тоже инвалид по зрению, не только избивал ее и сестер, но и был признан виновным в попытке продажи ребенка, утверждают в «Марем».
Сама Маньекива рассказывала, что это очень традиционалистское сообщество, которое не считает себя ингушами, и не ест продукты, к которым прикасались люди другой национальности не из их группы. Сообщество очень изолировано: со слов Манькиевой, в нем запрещают дружбу и контакты вне вирда.
Девушка утверждает, что у каждого мужчины в вирде есть незарегистрированное огнестрельное оружие. Девочек рано выдают замуж — нередко не дают даже окончить школу. В своем заявлении Айна также указала, что неоднократно переживала изнасилования, и ее лишали свободы.
На связь с отцом девушки удалось выйти журналистам «Осторожно: Новости». В беседе с ними он заявил, что дочь стала жертвой «вербовщиков», имея в виду общественников, которые помогли ей сбежать. С его слов, такие люди «рушат семьи», а Айна дома жила в достатке, ее никто не бил, не было даже конфликтов.
Пока Манькиева остается в отделении в Игарском проезде, 9, где провела ночь. Со слов журналистов, которые туда пришли, правоохранители проверяют у них документы в отделе.


