Генеральный директор «Агентства по развитию территории» Олег Вихтюк на конференции «Мойки78» рассказал, как переход на прямые платежи между ресусрсоснабжающими организациями и населением повлияет на сферу ЖКХ.

В 2003 году я занимал должность советника губернатора по вопросам городского хозяйства, работал в Жилищном комитете, возглавлял управление по работе с объединениями собственников жилья.

Мы писали реформу городского хозяйства (2004-2010 годы). В основу концепции ложилось то, что жилищный фонд приватизирован — частные собственники в нем.

Главное — владельцы жилья имеют право сами определять, кто будет управлять домом, как управлять, сколько платить. Владельцы жилья сами будут решать, что ремонтировать — по текущему ремонту, по капитальному.

И до 2012 года ситуация действительно так развивалась. В этот период доля товариществ собственников жилья в Петербурге выросла до более чем 35% (от общего жилищного фонда). Были проведены конкурсы по выбору управляющих компаний.

Было несколько волн конкурсов. В результате в каждом доме фактически появилась компания, которую выбрали собственники.

То есть был создан предпосылал экономический, чтобы возможно было снижать издержки, управлять напрямую. Появился целый ряд юридических мер, которые на уровне постановлений правительства принимались, где были рекомендации — как считать, сколько платить.

Была попытка даже установить несколько вариантов услуг. Базовый вариант, увеличенный набор, из которого можно было выбирать, если в доме есть что-то, чего нет в других домах (консьерж, система вентиляции сложная, система ограничения доступа на территорию).

Была проведена подготовительная работа для того, чтобы в этой сфере появился рынок и снизились издержки.

Но примерно с 2012 до настоящего времени происходит обратный процесс. Происходит процесс укрупнения, монополизации рынка, введения дополнительных платежей. Сбор на капитальный ремонт, например, создание единого оператора по обращению с бытовыми отходами.

Сейчас я в эту же цепочку ставлю переход к прямым договорам, по сути имеются в виду прямые платежи. Фактически рынок закончился, и дальше все будет монополизировано, поскольку денег становится меньше.

Традиционно их (деньги) ищут у тех, кого много. У населения денег стало меньше, но их (населения) самих — много.

Все, что делается сейчас по переходу к прямым договорам, это некая подготовка к монополизации этой сферы со стороны ресурсоснабжающих организаций.

Тепловики на делай раз обанкротят управляющие компании. На делай два — замкнут на себя платежи, на делай три — создадут свои управляющие компании, которые монопольно будут управлять этими сферами.

Выиграет ли от этого житель? Не то, что не выиграет, я уверен, что нет — не выиграет.

Возможности у монополистов гораздо больше, а интересы не то, что разные, они — противоположные. У монополиста, поставляющего ресурсы, — продавать все, что он произвел. И чем больше, тем лучше.

Для населения, для собственников — главное, чтобы было комфортная температура. Будет ли обеспечивать комфортную температуру тот, кто поставляет тепло? Нет, не будет.

Опыт тех регионов, которые перешли на прямые договоры, говорит о следующем — за долги населения они (монополисты) отвечать не готовы, они вешают вешают их по-прежнему на ТСЖ и управляющие компании.

Парадокс — договор прямой, а отвечает управляющая компания, которая исключена из цепочки платежей.

Уменьшится ли задолженность? Неплательщики как были, так и останутся, они никуда не денутся. И как не пересаживай в этом оркестре участников, все останется прежним