В случае принятия Госдумой законопроекта «Об ответственном обращении с животными» в России закроют сотни контактных зоопарков. Многие из них расположены в Петербурге и в Ленинградской области.
Статья 16 законопроекта определяет требования к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях. Имеются ввиду звери в зоопарках, цирках, дельфинариях, океанариумах, передвижных зверинцах, в спорте, в сфере отдыха и развлечений и т.д. Согласно этой статье под запрет попадает деятельность, предусматривающая использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными.
Мойка78 побеседовала с участниками «звериного» рынка Ленобласти, чтобы узнать их отношение к резонансному законопроекту.
Татьяна Королькова, генеральный директор парка семейного отдыха и экотуризма «Зубровник» в Токсово уверена, что в России вообще никто не знает, как должен выглядеть контактный зоопарк.
Например,
часто контактными зоопарками называют крестьянско-фермерские или личные подсобные хозяйства, владельцы которых дополнительно зарабатывают, обещая прямой контакт с животными, или, наоборот, небольщие павильоны в торговых центрах. Единственное, что их объединяет – это возможность потрогать животное, которой в обычном зоопарке чаще всего нет.
«По сути, контактный зоопарк это место, в котором можно, извините за выражение, тискать животных. Таких мест очень много в Петербурге. У нас в «Зубровнике» нет такой возможности, потому что животные находятся в вольерах. Да, их можно кормить, но тисканье мы не приветствуем», – поясняет Королькова.
К контактным зоопаркам директор «Зубровника» относится отрицательно, считая подобные условия содержания губительными для животных. Животным, особенно маленьким, не полезно, чтобы их постоянно трогали. От этого они испытывают большой стресс.
В то же время Татьяна Королькова считает, что если закрыть все контактные зоопарки, то и ходить будет некуда. Ведь в Ленобласти нет ни одного зоопарка.
Александр Федоров, директор центра реабилитации диких животных «Велес» поддерживает чиновников, которые хотят запретить контактные зоопарки, потому что считает владельцев зоопарков бизнесменами, которые не думают о животных. Все попытки заработать на животных, по его мнению, обречены, т. к. при надлежащих условиях содержания звери потребляют гораздо больше, чем можно получить от продажи билетов в контактные зоопарки.
Многочисленные зоозащитные организации Петербурга и приюты для бездомных животных предсказуемо оказались против контактных зоопарков и за новый закон. При этом конкретных цифр по ущербу, который приносят животные людям, а посетители – питомцам зоопарков, участники рынка назвать не могут. Это и не удивительно: чрезвычайные ситуации в них очень сложно зафиксировать. Отчасти отсутствие статистики объясняется и тем, что животных в такие зоопарки часто приобретают подпольно и нигде не регистрируют.
Несмотря на это, в СМИ часто появляются заметки как о болезненном состоянии животных в контактных зоопарках, так и об пострадавших от укусов обитателей зоопарков посетителях, забывших о соблюдении мер безопасности.
Последние обсуждения по нашумевшему закону депутаты проводили 11 июля – рассмотрение законопроекта, принятого во втором чтении, перенесли на осеннюю сессию. Об этом Мойке78 рассказала Ольга Тимофеева, председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. Для корректной работы нового закона должны быть обновлены уже существующие законы и подзаконные акты, в частности – закон о ветеринарии. Вторым этапом будет внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в Уголовный кодекс РФ.
«Нам не нужен «мертвый» закон. Благодаря законопроекту можно будет создавать приюты, запрещать содержание диких животных в квартирах, регулировать численность безнадзорных животных. Кроме того, закон не должен стать «однобоким» – он должен защищать не только животных, но и людей. Нам сама жизнь не разрешает оставить закон на полке, потому что почти ежедневно мы видим прецеденты из областей, которых касается законопроект»,
– говорит Тимофеева.
Ольга Тимофеева говорит о том, что на законопроекте еще до его принятия пытались подзаработать производители кормов, которые предлагали включить в текст законопроекта требование об обеспечении животных полнорационным кормом. То есть просто-напросто лоббировали свои интересы.
Госдума работает над законопроектом очень тщательно, выверяя каждую норму с экспертами. Кроме представителей Минсельхоза, Минприроды, МВД, Минэкономразвития, Минкультуры над законопроектом трудились зоозащитники, в числе которых артист Леонид Ярмольник, дрессировщики братья Запашные и Карина Багдасарова-Козырь. В отличие от лоббирующих организаций они не сомневаются в необходимости закона именно сейчас.
Законопроект об ответственном обращении с животными включает около 20 пунктов, каждый из которых регулируют отдельную отрасль. Так, в документе говорится о регистрации животных, содержании животных-компаньонов, обсуждаются общие правила выгула собак, перевозки животных, обращения с безнадзорными животными и многое другое.
Будущий закон об обращении с животными Мойке78 прокомментировал юрист Руслан Бородин. Он уверен в том, что закон будет выполняться.
«Из текста законопроекта, а также из комментариев к нему (в том числе, из проектов поправок, а также заключений Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды) видно, что в настоящее время законодатель уделяет пристальное внимание вопросу жизнеспособности тех норм, которые планируется принять. Это видно, в частности, по замечаниям, связанным с терминологической базой, особенностями применяемой в законопроекте юридической техники. Кроме того, большое внимание в данных комментариях уделяется осуществлению контрольно-надзорных функций. Это положительный момент, так как на практике норма становится мертвой и не действует чаще всего тогда, когда на первый взгляд выглядит хорошо и кажется эффективным инструментов регулирования, однако таковым не является ввиду серьезных законодательных пробелов в вопросе контроля за ее соблюдением», – сказал юрист.