Мошенники, которые придуманными историями о больных детях и бездомных животных выкачивают из доверчивых пользователей сети деньги, давно не редкость. Но в Петербурге цинизм аферистов зашкалил — они обратились за помощью к Уполномоченному по правам ребенка с украденной легендой.
Письмо с мольбой о денежной помощи на лечение серьезно больной трехлетней девочки пришло на электронную почту детского омбудсмена Светланы Агапитовой.
Описание мытарств семьи девочки Машеньки с больным сердцем не могло оставить равнодушным никого.
«Сейчас, дочки Машеньки 3 года 2 месяца. Нет большей радости, чем жить в общении с этим маленьким чудом. Видеть, как она растет, слушать, как она болтает, как каждый день приносит ей новые открытия. Не могу ей объяснить, почему нельзя бегать за мячиком, кататься на велосипеде — ведь она не понимает, что такое «больное сердце». Ежемесячные обследования и ежедневный прием всевозможных лекарств не решают нашей проблемы…», — писала «безутешная мать». Ее послание с сохраненной орфографией и пунктуацией опубликовано на сайте Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Но когда сотрудники аппарата начали искать контакты для связи с многострадальной семьей Гронских, оказалось, что телефоны не отвечают, а указанного родителями «Машеньки» адреса и вовсе не существует в природе. Зато есть реквизиты счета, на которые требовалось перевести деньги. Сумма требовалась приличная, но и с математикой у Гронских оказалось не все в порядке.
В письме говорилось, что операция стоит 39 тыс. 500 евро. Некий немецкий фонд якобы уже пожертвовал 10 тыс, сама семья собрала еще 25 тыс. «Нам не хватает 14 500 евро, для нас это не подъемная сумма. Помогите, пожалуйста, моей доченьки», — страдала мать, которую оказалось невозможно найти.
«Мы не занимаемся сбором средств, мы выясняем, какая ситуация, и, исходя из своих знаний фондов, людей стараемся направить в фонд, или, если есть какая-то возможность, оказать организационную помощь — с какой-то больницей связать, или найти специалистов этого профиля, или квотированные операции»,
— пояснил руководитель управления пресс-службы аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Олег Алексеев.
Он уточнил, что обман вскрылся, когда сотрудники пытались связаться с родителями «Машеньки», чтобы узнать о конкретных потребностях. Более того, оказалось, что история ребенка не просто придумана, а украдена.
«Поняв, что с ними не связаться, а потом найдя точно такой же текст письма, но относящийся к другому ребенку, мы поняли, что это какая-то липа», — рассказал Олег Алексеев. Быстрая проверка по сервису, отслеживающему уникальность текста в интернете, показала, что история «Машеньки» просто скопирована из обращения другой мамы, опубликованного много лет назад на сайте одного из благотворительных фондов.
В аппарате детского омбудсмена подчеркнули: лучше лишить мошенников возможности зарабатывать на чужих бедах, нежели ловить их, когда аферисты испарятся с чужими деньгами.
Сбор средств — это очень тонкая сфера, напомнил Олег Алексеев. «Если вы хотите благотворительностью заниматься — это прекрасно, но выбирайте адресатов тщательно. Есть фонды, проверенные годами, у которых нет никаких «плохих»историй, конечно лучше и надежнее передавать средства им», — посоветовал руководитель управления пресс-службы.