Николай Молчанов, партнер в компании Eldey Consulting Group:
Сергей Шнуров — успешный бизнес-проект, на примере которого Eldey Consulting Group разбирается, как любому бизнесу «стать Сергеем Шнуровым» в своей нише.
Лидер «Ленинграда» — привлекательный объект для инвестирования. Инвестору всегда интересен будущий денежный поток А. Рассчитывая стоимость Сергея Шнурова, он увидит, что Сергей Владимирович дорожает: количество осведомленных о нем людей растет, сегменты рынка расширяются. И инвестор поверит прогнозу, ведь прошлое также показывает стабильный и постоянный рост. Так что вкладывать в Шнурова выгодно.
Между тем в конце 90-х — начале 2000-х было много музыкантов популярнее Шнурова. Но большинство из них уже давно вышли в тираж. А Сергей Шнуров здесь. Актуален, востребован и злободневен. Этого он достиг, стартуя из крайне неблагоприятных рыночных условий.
Как ему это удалось? Он создал собственный уникальный бренд, всегда придерживался его и использовал ключевые характеристики бренда для выхода в новые сегменты рынка.
Сергей Шнуров конструирует свой миф. Не имитируя поп-культуру, а создавая харизматическое видение на мир.
Он отражает контркультуру мейнстрима. Как ни крути, правильные мужские ценности, здоровый цинизм, наплевательское отношение к собственному здоровью, да тот же алкоголь и мат — это то, что разделяет значительная часть мужчин в России. Миф Шнурова импонирует большему числу людей, поэтому и стоит дороже.
Проблема компании, пытающейся определить себя — склонность смягчать слова, искать консенсус, в то время как надо подчеркивать собственный характер. Прочтите любое интервью Сергея Шнурова — вы не найдете, чтобы он пытался угодить «и вашим и нашим».
Самые успешные бренды полагаются на вечные противоречия в мире.
Бренд-икона говорит как мятежник. И Сергей Шнуров активно использует эпатажные высказывания: «Петербург отличный город. Люди — говно. Я людей сжег бы на фиг в этом городе». Или вот: «Большинство — идиоты. И это нужно понимать». Подобные высказывая необходимы. Ваша компания не может понравиться всем, более того — она точно не должна нравиться группе, противоположной целевой аудитории.
Если все делать правильно, то дальнейшая поддержка образа будет осуществляться уже за счет бесплатной активности сторонников. Так, несколько лет назад на популярных ресурсах в сети стали регулярно появляться мемы со Шнуровым. И столь же регулярно собирать свои тысячи лайков.
Имея понятный бренд с яркой индивидуальностью, вы можете использовать его характеристики на другом поле — начать привлекать аудиторию из сегментов, прежде недоступных.
13 января 2016 года на своем канале в YouTube группа Ленинград представила песню «Экспонат». Ролик стал хитом и через полгода набрал около 90 млн просмотров. Про клип, бьющий рекорды по просмотрам, писали все СМИ.
Оформление стандартного продукта — песен — по-другому позволило использовать иные каналы продвижения. И выйти на новую аудиторию, которые заходили посмотреть клип хотя бы просто из любопытства — понять, что же такое лабутены и почему о них говорят.
Этим летом в Москве прошла выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма». Это уже совершенно иной кластер аудитории — поклонники современного искусства.
Термин брендреализм придумал Шнуров. Равно как и идеи экспонатов. Но создавали эти экспонаты, в основном, другие люди.
Это очень правильный подход к развитию — чтобы продвигаться в новом направлении, не обязательно быть экспертом, нужно переносить только свои конкурентные преимущества.