Дмитрий Карпушин, исполнительный директор Института экономической безопасности СПбГЭУ:

Провозглашая и тем более «внедряя в жизнь» дружбу между различными этносами, неплохо учитывать, что механизмы сотрудничества с «чужаком» за века сложились и оказались примерно одинаковыми у всех народов.

Собственно, есть всего две ситуации, где представители разных народов сближаются настолько, насколько это вообще возможно: гостеприимство и базар.

Гостя принимают в доме, кормят, заботятся, оказывают почет. Но гостеприимство – это скорее межличностные отношения. Они не имеют никакого отношения к социальному измерению: еврей может сколько угодно дружить с соседом-палестинцем, а арабо-израильский конфликт будет полыхать своим чередом.

На базаре же взаимодействуют не личности, а племена или народы: кочевники и земледельцы встретились, чтобы обменять мясо на хлеб. Согласимся, это больше похоже на задачу обеспечить дружбу именно между народами, а не между людьми. И подчеркнем: традиционная форма «дружелюбного» взаимодействия между племенами и народами – это в первую очередь торговля.

При этом базар не стоит рассматривать как территорию, где все происходящее автоматически ведет ко всеобщей симпатии. Межплеменное соперничество проявляется и здесь, так что старейшинам следует проявлять осмотрительность. Если на ярмарке в борьбе на поясах схватились два батыра из разных племен, все будут болеть за «своего». Это уже репетиция войны – как и футбольные чемпионаты, неизменно оказывающиеся в самом центре внимания «глобальной ярмарки». Зачинатель современного олимпийского движения барон де Кубертэн, воскликнувший «О спорт, ты – мир!», то ли ошибался, то ли лукавил. Он, конечно, опирался на древнегреческий обычай не воевать во время олимпиад, но олимпийцы древности хотя бы поклонялись одним и тем же богам. 

А самое главное, в Древней Греции все воевали со всеми почти непрерывно, так что нужны были паузы, позволяющие заняться хозяйством – той же торговлей. Античный географ Павсаний писал, что забытые было греками олимпиады возродились в результате договоренностей нескольких царей и жрецов, оказавшихся перед необходимостью обеспечивать периоды перемирия. Так что спорт был только упаковкой для огромного античного «базара», и миротворцем оказывался как раз этот самый базар, а вовсе не спорт.

Близко к ярмарочным поединкам стоят и различные танцевальные события. Им сложнее придать межплеменной характер, потому что у разных народов разные танцы, но конкуренция здесь тоже просматривается – как минимум брачная.

Так что если хотеть установить между народами здоровые отношения, нужны не танцы и не спорт, а понимание взаимной выгоды. Даже самый болезненный вопрос (например, зачем «кормить Кавказ») будет восприниматься легче, если станет понятно – какова может быть альтернатива.