Дмитрий Карпушин, исполнительный директор Института экономической безопасности СПбГЭУ:

Чукчи на самом деле – отличные воины, свирепые и отважные. Казачьи и армейские отряды первопроходцев на северо-востоке империи в своё время столкнулись с таким упорным сопротивлением чукчей («чюкочь», как тогда говорили и писали), что Екатерина II в итоге предпочла мирные усилия для их принятия в российское подданство, даровав им целый ряд послаблений, включая освобождение от налогов. Это привилегированное положение чукчи сохраняли и в 19 веке, а последнюю войну с соседями – эскимосами – вели и выиграли в 1947 году. 

С таким послужным списком неудивительно, что в архаическом фольклоре «чюкочь» ни один из народов-соседей не признавался вполне людьми. Исключение было сделано только для русских, которых чукчи стали воспринимать равными себе, а то и превосходящими воинами, после десятилетий жесточайшей войны. 

Однако, несмотря на кровавые конфликты, в архаической картине мира чукчей русским нашлось мирное место. Какое же?

Миф о сотворении мира, бытовавший у чукчей, говорит, что предназначение русских – производство и продажа чукчам железа, соли, сахара и чая. 

О чём это нам говорит? Единственный путь к мирному сосуществованию различных этносов – понимание пользы, которую приносят соседи. Если бы солдатские отряды и казачьи партии плясали вприсядку и пели «Что ты вьёшься, черный ворон», это никак не остановило бы кровопролитие. Наверное, на привалах так и происходило, но в итоге войну вытеснили не песни и танцы, а польза от чужаков. Хотите уживаться – будьте полезны и учитесь сами извлекать пользу.