В Академии художеств в Петербурге открылась выставка «Академия трех знатнейших художеств». Она начала работу в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея при РАХ.
Выставка приурочена к 260-летию со дня основания академии и посвящена истории ее здания.
В экспозиции показана история строительства здания с первых дней основания академии. Посетители смогут увидеть планы и проекты дореволюционных и советских интерьеров.
В центре экспозиции — проектная модель Академии художеств, ее впервые представили после реставрации.
Также интересна модель скульптуры Минервы, установленная на куполе здания Академии художеств. На выставке покажут также Устав и Привилегии, которые даровала Академии Екатерина II, исторические книги, посвященные истории Академии, а также архивные фотографии.
Отметим, здание Академии художеств проектировали лучшие русские архитекторы — К.А. Тон, А.И. Резанов, Д.И. Гримм, В.А. Кенель, Ф.И. Эппингер, Л.Н. Бенуа и другие.
В историческом здании, построенном в 1764 году по проекту Валлен-Деламота, находятся музей, библиотека, архив, мозаичная мастерская.
Академия трех знатнейших искусств была основана по инициативе Шувалова и Ломоносова в 1757 году указом Сената. На следующий год занятия начались сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном.
В разное время в академии учились художники Кипренский, Тропинин, Брюллов, Крамской, Суриков, Серов, Репин, Бродский, Грабарь, архитекторы Баженов, Старов, Захаров, Стасов, ваятели Клодт, Антокольский и другие. Здесь же получил образование украинский поэт и художник Тарас Шевченко.
История Академии теснейшим образом связана с историей русской
художественной культуры. Были периоды подлинного взлета, когда она
являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной
политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских
художников. Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия
художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой,
воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства.
Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с
педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени. Они
были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь
процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в
качестве участников этого процесса, помогая мастеру.
И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского
государственного академического института живописи, скульптуры и
архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств является
принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового
искусства. На пяти факультетах учатся более 1000 студентов на дневном
отделении и порядка 500 — на заочном из России и зарубежных стран.