В Академии художеств в Петербурге открылась выставка «Академия трех знатнейших художеств». Она начала работу в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея при РАХ.

Выставка приурочена к 260-летию со дня основания академии и посвящена истории ее здания.

В экспозиции показана история строительства здания с первых дней основания академии. Посетители смогут увидеть планы и проекты дореволюционных и советских интерьеров. 

В центре экспозиции — проектная модель Академии художеств, ее впервые представили после реставрации.

Также интересна модель скульптуры Минервы, установленная на куполе здания Академии художеств. На выставке покажут также Устав и Привилегии, которые даровала  Академии Екатерина II, исторические книги, посвященные истории Академии, а также архивные фотографии.

Отметим, здание Академии художеств проектировали лучшие русские архитекторы — К.А. Тон, А.И. Резанов, Д.И. Гримм, В.А. Кенель, Ф.И. Эппингер, Л.Н. Бенуа и другие.

В историческом здании, построенном в 1764 году по проекту Валлен-Деламота, находятся музей, библиотека, архив, мозаичная мастерская.

Академия трех знатнейших искусств была основана по инициативе Шувалова и Ломоносова в 1757 году указом Сената. На следующий год занятия начались сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. 

В разное время в академии учились художники Кипренский, Тропинин, Брюллов, Крамской, Суриков, Серов, Репин, Бродский, Грабарь, архитекторы Баженов, Старов, Захаров, Стасов, ваятели Клодт, Антокольский и другие. Здесь же получил образование украинский поэт и художник Тарас Шевченко.    

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлета, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников. Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени. Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру.

И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На пяти факультетах учатся более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 — на заочном из России и зарубежных стран.