В Михайловском (Инженерном) замке 23 ноября состоится открытие выставки «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта». 

В экспозиции будут представлены 15 картин из знаменитой «московской серии» французского живописца, созданной в конце XVIII века по Высочайшему заказу и никогда не экспонировавшейся в полном объеме, сообщают организаторы выставки.

В экспозицию вошли также созданные практически одновременно с делабартовскими виды Москвы, исполненные художником Илларионом Мошковым. Кроме того, на выставке представлены «русские виды», гравированные с картин Делабарта, мебель, фарфор и костюмы конца XVIII – начала XIX вв.

Сведения о Жераре Делабарте крайне скудны. Этот французский живописец и акварелист, работавший в России с 1787-го по 1810-й,  во второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. 

«Русские виды», гравированные с картин Делабарта, были использованы во множестве изданий о России, выходивших в начале XIX века в Англии, Франции и Германии. Особую популярность эти виды приобрели в 1810-1820-х, когда для большинства художников, обращавшихся к наполеоновской теме и никогда не бывавших в России, они стали едва ли не единственным источником, представлявшим древнюю российскую столицу.

Созданный Делабартом образ Москвы сохранял власть над многими поколениями европейцев, однако в истории отечественной живописи француз надолго оказался в тени Федора Алексеева. Настоящая выставка в полной мере демонстрирует художественную ценность и историческое значение московской серии Делабарта.

Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист», умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.

Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих, воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе.

Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг другу.

В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил, что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные общественные должности.

Выставка будет открыта до 12 февраля 2018 года.