На печально знаменитую Апрашку начата медиа-атака. Конечная ее цель — очистка территории под новые бизнес-проекты крупных игроков рынка коммерческой недвижимости.

Газета «Деловой Петербург» разразилась серией критических материалов, бьющих по торговле на территории рынка «Апраксин Двор». В первую очередь досталось торговле мелкой или нелегальной. И, вероятно, это только начало.

В газете, в частности, считают, что на Апрашке работает 2,5-3 тыс. точек. Подсчитать их точное количество невозможно: треть торговли ведут нелегалы, которые могут поработать пару недель или месяцев и исчезнуть.

Из публикаций напрашивается вывод — пора, пора навести на Апрашке порядок и вычистить из нее мелкую торговлю. Порядок наводить действительно пора. С этим никто и не спорит. Но вот спасет ли такой порядок территорию рынка «Апраксин двор» — большой вопрос.

Аналитики видят ситуацию несколько по-иному, чем журналисты. Даже если все зачистить, то денег и политической воли привести Апрашку в порядок в Петербурге нет. В ближайшие годы их, вероятно, не будет не только в Петербурге, но и в России в целом. При этом раскинувшаяся в центре Петербурга криминальная, полулегальная и серая Апрашка мешает развитию территорий, расположенных по соседству. И привлекательные для бизнеса локации либо не осваиваются вовсе, либо развиваются менее эффективно, чем ожидалось.

Апрашка значительно снижает привлекательность близлежащих территорий и для туристов. И с этим мнением спорить сложно. Поэтому за новой информационной атакой могут стоять крупные владельцы расположенной неподалёку коммерческой недвижимости. Их немного.

Это миллиардер Михаил Мирилашвили (владелец торгового комплекса «Пик» на Сенной площади, холдинга «ПетроМир») и бизнесмен Максим Левченко (компания FortGroup владеет 10,5% акций Большого Гостиного двора). Впрочем, и сама Гостинка сегодня по сути — это большой склад с торговлей по краям. Возможно, одной из причин того, что она не блещет успехами, акционеры считают и Апрашку.

Не стоит сбрасывать со счетов и основных владельцев территории рынка «Апраксин Двор». Это концерн «Питер» Николая Пономарева, «Главстрой-СПб» из холдинга Олега Дерипаски и государственное АО «Апраксин двор».

Бизнесменам-соседям необходимо как-то сподвигнуть власть на наведение на территории рынка элементарного порядка, ликвидировать Апрашку как туристическое пугало и ограничить ее депрессивное влияние на территории по соседству.

Крупным хозяевам — избавиться от мелких собственников и арендаторов, которых несколько сотен. А также зачистить территорию или для развития, или для предложения ее новому инвестору. И, похоже, большому бизнесу надоело ждать проявления «политической воли» руководством Петербурга — поэтому в СМИ начата информационная атака. И ее главная цель — давление на власть. А малый бизнес и мелкие собственники — не более чем разменная монета в этой большой игре.