По данным федеральных СМИ, Минпромторг предложил правительству РФ повысить с 1 января ставку утилизационного сбора на легковые машины от 87 до 125 процентов. И если российским автоконцернам его неофициально компенсируют, то компании — «чистые импортеры» авто могут сильно пострадать от этого шага.
Министерство промышленности и торговли РФ доработало проект увеличения ставок утилизационного на автомобили с начала 2018-го, и направило документ в правительство.
Напомним, сегодня базовая ставка сбора с легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей. Он уплачивается со всех автомобилей, ввозимых в РФ из-за границы. Однако, по данным автопроизводителей, реальная сумма сбора сильно варьируется в зависимости от марки, веса и года выпуска авто, и составляет от 28 до 182 тысяч рублей с одной машины.
Напомним, утильсбор для автопрома ввели в 2012-м как своеобразный «гарант» того, что автомобиль отправят под пресс и переработают после того, как он отслужит свой срок. Тогда автопроизводители посчитали его своеобразной «компенсацией» за снижение импортных пошлин на иностранные машины, случившееся после вступления РФ в Всемирную торговую организацию. Сначала сбор платили только компании-импортеры (иностранные заводы, расположенные в РФ, просто давали правительству «гарантии утилизации»). Однако с 2014-го из-за давления стран-производителей, пожаловавшихся на Россию в суд ВТО, сбор распространили на весь рынок.
Интересно, что в 2016-м утильсбор уже был повышен на 65 процентов — тогда в правительстве объяснили это девальвацией рубля. Сейчас внятных объяснений новым поборам с автопроизводителей власти не дали. Сами участники рынка говорят — новая инициатива чиновников Минпромторга «неприемлема» ни с точки зрения планирования бизнеса, ни с точки зрения здравого смысла. Ведь рынок только-только начал выходить из пике, но чиновники тут же начинают его душить — сначала сократив с 1 января программу господдержки, затем увеличив акцизы, а теперь еще и резко повышая утильсбор.
Напомним, ранее Минфин заложил в бюджетный план до 2020-го увеличение акциза на особо мощные автомобили. Власти планируют добавить четыре ставки на разные группы мощности двигателей. За автомобиль с двигателем от 201 до 300 л.с. предложено ввести сбор в 897 рублей за каждую «лошадь». Для машин мощностью от 301 до 400 «лошадей» ставка составит 925 рублей, у моделей с «отдачей» 401 — 500 сил — 965 рублей. Ну, а если под капотом у авто более 501 силы, то ставка составит 1084 рубля с каждой «лошади». Эти новации коснутся как ввозимых, так и произведенных в РФ машин.
Эксперты говорят — длительное падение рынка и так привело к обострению «борьбы за покупателя». Поэтому все автопроизводители и так уже «поджались» настолько, насколько это было возможно. Многие из них просто вынуждены будут поднять цены на автомобили на 5-7 процентов. Формально оба сбора уплачивают автопроизводители, но в итоге они лягут на плечи россиян — доплату просто включат в розничные цены автомобилей
По словам аналитиков, повышение сбора однозначно направлено против импорта. Но при этом в Минпромторге не учитывают, что импорт и так уже состоит из моделей, которые не конкурируют с локальной сборкой. А значит, никакого реального импортозамещения не будет. Ожидается, что в 2018-м общая сумма поступлений от утильсбора вырастет на 58,4 миллиарда рублей и составит 223,4 миллиарда, а в 2019-м – 259,8 миллиарда рублей.
Повышение размера сбора способно повлиять не только на импортеров, но и на петербургских автопроизводителей. Сегодня в пригородах Северной столицы расположены производства нескольких мировых автоконцернов: «Тойота», «Ниссан», «Форд», «Хендэ» и «Трак продакшн РУС» (это совместное предприятие компаний MAN и Scania). Сейчас уровень локализации у всех петербургских заводов различный и варьируется в пределах от 40 до 70 процентов. При этом некоторые компании — такие, как «Тойота», «Ниссан» и «Форд» — ввозят в Россию ряд своих моделей, которые выпускаются в других странах. Именно по ним и ударит новая инициатива Минпромторга. По данным Федеральной таможенной службы, ввоз легковушек за 9 месяцев 2017-го составил 183,5 тысячи единиц.
По мнению экспертов, это может повлиять и на уровень выпуска новых машин петербургскими компаниями. Напомним, совокупная мощность действующих автосборочных производств в питерском автокластере — около 400 тысяч автомобилей в год (это примерно 23 процента всего российского производства автомашин). Однако в реальности все эти мощности полностью не задействованы — так, в 2016-м общий выпуск машин в Петербурге составил лишь около 280 тысяч автомобилей.