В сети появились слухи об использовании в Петербурге автомобилей «скорой помощи» — новых и б/у — в качестве такси чиновниками и просто обычными гражданами. Так есть ли вторая жизнь у
старых карет «скорой помощи»? Точно ли «скорая» с включенным проблесковым маячком
мчится по нужному адресу к больному? А
вдруг в ней сидит циничный гражданин,
просто решивший без пробок пересечь
город в час пик? «Мойка78» решила узнать,
что происходит с подержанными «каретами».
“Год выпуска 2013. Пробег
165 877 км. «Скорая
помощь» на базе Ford Transit 300 LWB, снимаем
спецсигналы, убираем приемное устройство,
тележку-каталку, спецокраску. В салоне
остается по левому борту шкафы, в голове
носилок сиденье или вращающееся кресло,
по правому борту у сдвижной двери кресло,
за ним до задней двери ящик с сиденьем.
На крыше люк и вентиляция. Как «скорая
помощь» на 50 тыс. дороже», — подобных
объявлений можно встретить в сети
множество.
Только
вот всегда ли эти автомобили потом
используются просто по назначению?
«Мы
о таких случаях не слышали. Кареты «скорой
помощи» закупаются и используются по
назначению», — сообщили «Мойке78» в
Комитете по здравоохранению
Санкт-Петербурга.
В
УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской
области отметили, что вряд ли подержанные «скорые» продают с проблесковыми маячками.
Есть специальная статья, запрещающая
использование световых сигналов,
графической раскраски полиции или «скорой помощи».
Как рассказал «Мойке78»
генеральный директор, главный врач
частной скорой медицинской помощи CORIS
Лев Авербах, по истечении срока службы
автомобилей в качестве «скорой» их
выставляют на продажу. Обычно их покупают,
чтобы использовать как грузовые машины.
Иногда эксплуатируют для перевозки
маломобильных пассажиров в так называемых
службах социального такси.
«В любом случае перед
продажей проблесковые маячки снимаются,
машина становится обыкновенным
транспортным средством и может
использоваться новым хозяином на его
усмотрение. Мы также удаляем с кузова
машин спецокраску, хотя законом этот
вопрос не регулируется. Если
автомобиль «скорой помощи» попадает в
ДТП и не подлежит восстановлению, по
существующей практике, его забирает
страховая компания и выплачивает
владельцу страховую сумму»,
— сообщил
Лев Авербах.
По
мнению же вице-президента Комитета по
защите прав автомобилистов Александра
Холодова, у подержанных автомобилей «скорой помощи» такой большой пробег, что
они мало кому нужны, разве что в лес
ездить. Тем более маячок с тем же успехом
можно повесить и на любую другую машину.
Он
отметил, что если уж кто-то решил пойти
по такому незаконному пути, то, скорее
всего, будет договариваться с какой-нибудь
мелкой службой частной скорой помощи.
«Никогда
инспектор в жизни не определит, больной
человек в «скорой» или просто пассажир.
Путевой лист есть. Практически нереально
на месте определить — если не будет ябед,
которые сольют информацию. Но если бы
такие случаи носили какой-то массовый
характер, наверняка бы многие узнали.
Поскольку по городу про это не слышно,
это скорее носит единичный характер,
на уровне слухов»,
— сообщил Александр
Холодов.
Со своей стороны Лев Авербах также сообщил, что многие
государственные медицинские учреждения
— поликлиники и стационары, как
петербургские, так и областные, берут
машины «скорой помощи» в аренду с водителем
на длительный срок у автотранспортных
предприятий и используют их по своему
усмотрению, не имея действующих лицензий
на оказание услуг скорой помощи.
«В таком случае остается
открытым вопрос о том, кто несет
ответственность за жизнь и здоровье
пациента, перевозимого в такой машине «скорой помощи», находится ли в такой «скорой» все необходимое медицинское
оборудование и т.д.», — сказал он.
Вообще Лев Авербах назвал проблему сильно преувеличенной. Он
отметил, что на сегодняшний день в
Санкт-Петербурге существуют компании,
оказывающие услуги «медицинского такси»
на автомобилях «скорой помощи». Однако
такие компании не имеют отношения к
частной скорой помощи.
Отметим, штраф за незаконное использование спецсигналов для физических лиц составляет 5 тыс. руб., для юридических — до полумиллиона.