Долгая история с намывными территориями на Васильевском острове ускорилась, как по мановению волшебной палочки. Почти 11 лет проект шел ни шатко ни валко, но теперь на намыв пришли и инвестор с деньгами, и проекты дорог.

Смольный явно пытается вдохнуть в затормозивший намыв вторую жизнь, а Группа ЛСР обещает выстроить город-сад среди песков, где пока сиротливо ютятся без дорог лишь жилые комплексы «Я-романтик» и «Капитан Немо». На фото нового инвестора видны масштабы территорий, которые предстоит освоить и застроить.

Первый тревожный звонок с намыва, с 2006 года отданного на откуп компании «Терра Нова», прозвучал в июне. Комитет по строительству объявил — «Терра Нова» не имеет законных оснований для работ на прибрежной территории.

До этого компании было доверено комплексное развитие территории площадью 476,9 га на Невской губе Финского залива. Для этого Комитет по управлению городским имуществом летом 2006 года заключил с «Терра Новой» договор аренды, а зимой 2007 года Петербург и ЗАО «Терра Нова» подписали соглашение на реализацию стратегического инвестпроекта по обустройству территории, включая строительство Морского пассажирского терминала.

Но дела у «Терра Новы» не шли: северную часть территории намыли только на 34 процента, на 25 процентов выполнили работы по созданию объектов инженерной инфраструктуры. Из взятых на себя обязательств «Терра Нова» успела лишь построить морской пассажирский порт «Морской фасад» и проложить для него кабельные сети. Упрекнули инвестора и в том, что он не возводит здания, а передает на договорных условиях земли под жилые дома нескольким строительным компаниям.

«Застройка осуществляется не по единому календарному графику по всей территории комплексного освоения, а на отдельных участках по мере готовности и коммерческой заинтересованности различных юридических лиц», — заявили в Комитете по строительству.

Не подняв намыв до нужного уровня, «Терра Нова» продала часть земель, разрешения на строительство на этих участках получили компании, которые намеревались возвести более 400 тыс. квадратов жилья. В Смольном ужаснулись — детсадов и школ на такое количество жильцов новых квартир надо возвести почти на 5 млрд. При этом соцобъекты и дороги для них должен строить Петербург. Всего на намыве должны быть построены 9 школ, 18 детсадов, 2 поликлиники, 3 кабинета врача общей практики и одна больница. 

Комитет по строительству вынес тревожный вердикт — стройка на намыве западной части Васильевского острова невозможна из-за срыва сроков реализации проекта, нестабилизированности намыва, отсутствия условий для подключения домов к сетям инженерной и транспортной инфраструктур. Июньское заявление Смольного стало для «Терра Новы» приговором.

Но там, где «Терра Нова» свои возможности, похоже, упустила, шанс заработать нашла Группа ЛСР. Уже в июле она официально объявила о покупке участков в южной части намыва площадью около 34 га.

«Сделка заключена с ООО «Десна Капитал» и АО «Терра Нова», которые совместно осуществляли инвестиционный проект в этой части Васильевского острова. «Группа ЛСР» приобрела у них права на реализацию указанного проекта», — отмечала компания.

В планах Группы ЛСР — работы по стабилизации территории, а затем строительство на ней жилья высокого класса комфортности, а также пешеходной набережной вдоль Финского залива и большого парка. Намывать Группа ЛСР начала своими силами. Для этого у нее есть песок, щебень и камень с собственных предприятий, а также свой грузовой флот, землесос и гидроперегружатели. Завершить создание намыва новый инвестор намерен к середине 2019 года. 

Следующий этап — строительство около 500 тыс. кв.м. жилья. В сентябре Группа ЛСР сообщала: проектирование будущего жилого комплекса уже идет. завершить его возведение планируется в 2028 году. С появлением серьезного инвестора ускорились и дороги. В ноябре КРТИ объявил конкурс на проектирование дорог на намыве. 

«Речь идет о проектировании дорог для новых жилых комплексов, расположенных на намывных территориях острова, – ЖК «Капитан Немо», ЖК «Я-романтик» и др. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 39,7 млн руб», — сообщали в комитете.

Победитель конкурса спроектирует семь улиц с наружным освещением, электроснабжением и дождевой канализацией. В Смольном напомнили о своей обеспокоенности ситуацией, когда жилье растет темпами, опережающими темпы строительства дорог. Ранее в КРТИ сообщали, что примерная стоимость проектирования и строительства дорог на намыве оценивается в 1,390 млрд руб.

Напомним, намывные территории успешно используются по всему миру. Так, на искусственных островах работают Гонконгский международный аэропорт, аэропорт Макао и Кансай. А самые известные намывные острова — Пальма-Дейра, Пальма-Джумейра и Пальма-Джебель-Али у побережья Дубая.