Уникальная выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуре» откроется 28 декабря в Этнографическом музее.
Ночь – время сна и отдыха после дневных трудов и забот, с глубокой древности осмыслялась людьми как время священное, сакральное, исключительно таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное. В основе таких представлений лежал сложный сплав языческих верований, средневековых научных знаний, христианского учения о мироустройстве и заботы о благополучии людей. В XIX – начале XX века они сохранялись в основном в русских деревнях и небольших провинциальных городах.
Выставка раскрывает две стороны восприятия ночи в русской народной культуре, с одной стороны демонстрируя вещи, фотографии и рисунки XIX – начала XX вв., рассказывающие о ночи как времени сна и отдыха, а с другой экспонаты, иллюстрирующие представления русских людей о ее сакральности. С ночью как временем отдыха и сна связаны спальные места: лавка с придвинутой к ней скамьей с перекидной спинкой, кровать с горой подушек под красивым покрывалом, появившаяся в русской деревне лишь во второй половине XIX в., колыбель и постельные принадлежности.
На фотографиях и рисунках первой четверти XX в., представленных в интерактивной презентации, показаны помещения для летнего и зимнего сна. На выставке можно увидеть предметы, оберегавшие, по поверью, сон людей от злых сил, а также книги – сонники, истолковывавшие смысл вещих снов.
Образ таинственной ночи, когда, по поверьям, в «нашем мире» появляются представители потусторонних сил, как доброжелательных к людям – ангелов, умерших предков, так и опасной для людей «неведомой – нечистой, силы», создается на выставке с помощью большого фотопанно, составленного из произведений современных фотографов, лубочных картинок XIX в. и литографий петербургского художника Б.П Забирохина. Эту же тему раскрывают и обстановочные сцены.
В сцене «Страшные, бесовские ряженые» передаются представления о приходе из потустороннего мира нечистой силы, творящей, как считалось, злые дела. О контакте с потусторонним миром рассказывает обстановочная сцена «Трапеза для умерших предков», отражающая веру людей в приход в дома потомков в Рождественскую и Пасхальную ночи умерших предков.
Эта тема раскрывается и с помощью предметов, использовавшихся для гадания, во время которого обращались к потусторонним силам, задавая вопросы о своей судьбе родных или об урожае. На выставке также показаны вещи, применявшиеся крестьянами в магических практиках при лечении больных, для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Особым волшебством обладали, по поверью, ночи накануне главных христианских праздников: Рождества Христова, Крещения Господня, св. Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя, когда, по поверью, раскрывались небеса, ярче светили звезды, вода становилась святой, птицы и животные говорили на человеческом языке, травы приобретали лечебные свойства. Эта тема на выставке раскрывается через предметы – символы праздников: рождественское печенье – козули, крашеные яйца, лекарственные травы и пр.
На выставке демонстрируется также помещение, в котором проводился ритуал первой брачной ночи, закреплявший изменение социального и семейного статусов молодой пары.
Все экспонаты выставки являются подлинными предметами русского народного быта XIX – первой четверти XXв в., хранящимися в собрании Российского этнографического музея.
Выставка будет работать до 28 февраля 2018 года.