Уникальная выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской
народной культуре» откроется 28 декабря в Этнографическом музее.
Ночь – время сна и отдыха после дневных трудов и забот, с глубокой древности осмыслялась людьми как время священное, сакральное,
исключительно таинственное, внушающее трепет и даже потенциально
опасное. В основе таких представлений лежал сложный сплав языческих
верований, средневековых научных знаний, христианского учения о мироустройстве
и заботы о благополучии людей. В XIX – начале XX века они сохранялись
в основном в русских деревнях и небольших провинциальных городах.
Выставка раскрывает две стороны восприятия ночи
в русской народной культуре, с одной стороны демонстрируя вещи, фотографии и
рисунки XIX – начала XX вв., рассказывающие о ночи как времени сна
и отдыха, а с другой экспонаты, иллюстрирующие представления русских людей о ее
сакральности. С ночью как временем отдыха и сна связаны спальные места: лавка с
придвинутой к ней скамьей с перекидной спинкой, кровать с горой подушек под
красивым покрывалом, появившаяся в русской деревне лишь во второй
половине XIX в., колыбель и постельные принадлежности.
На
фотографиях и рисунках первой четверти XX в., представленных в
интерактивной презентации, показаны помещения для летнего и зимнего сна.
На выставке можно увидеть предметы, оберегавшие, по поверью, сон людей от злых
сил, а также книги – сонники, истолковывавшие смысл вещих снов.
Образ таинственной ночи, когда, по поверьям, в
«нашем мире» появляются представители потусторонних сил, как доброжелательных
к людям – ангелов, умерших предков, так и опасной для людей
«неведомой – нечистой, силы», создается на выставке с помощью большого фотопанно, составленного из произведений современных фотографов,
лубочных картинок XIX в. и литографий петербургского художника Б.П
Забирохина. Эту же тему раскрывают и обстановочные сцены.
В сцене «Страшные,
бесовские ряженые» передаются представления о приходе из потустороннего мира
нечистой силы, творящей, как считалось, злые дела. О контакте
с потусторонним миром рассказывает обстановочная сцена «Трапеза для умерших предков», отражающая веру людей в приход в дома
потомков в Рождественскую и Пасхальную ночи умерших предков.
Эта тема
раскрывается и с помощью предметов, использовавшихся для гадания, во
время которого обращались к потусторонним силам, задавая вопросы о своей судьбе
родных или об урожае. На выставке также показаны вещи, применявшиеся
крестьянами в магических практиках при лечении больных, для борьбы с
эпидемиями и эпизоотиями.
Особым волшебством обладали, по поверью, ночи накануне
главных христианских праздников: Рождества Христова, Крещения Господня,
св. Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя, когда, по поверью,
раскрывались небеса, ярче светили звезды, вода становилась святой, птицы и
животные говорили на человеческом языке, травы приобретали лечебные свойства.
Эта тема на выставке раскрывается через предметы – символы праздников:
рождественское печенье – козули, крашеные яйца, лекарственные травы и пр.
На выставке демонстрируется также помещение, в котором
проводился ритуал первой брачной ночи, закреплявший изменение социального и
семейного статусов молодой пары.
Все экспонаты выставки являются подлинными предметами
русского народного быта XIX – первой четверти XXв в., хранящимися в собрании
Российского этнографического музея.
Выставка будет работать до 28 февраля 2018 года.