Читатели «Мойки78» задались вопросом – чем примечателен и чем прославился вице-губернатор правительства Петербурга Михаил Мокрецов.
Михаил Мокрецов является в Смольном одним из чиновников — выходцев из федеральных структур, чья карьера в силу хитросплетений федеральной политики постепенно сошла на региональный уровень. Уроженец глухого удмуртского поселка Меньил, в юности он приехал в Северную столицу, и вскоре начал строить успешную карьеру по бухгалтерской линии. Закончив ленинградский Финэк по специальности «бухучет и анализ хозяйственной деятельности», он более десяти лет проработал главным бухгалтером и бухгалтером-ревизором в различных компаниях и фирмах. И даже успел поработать заместителем главбуха ленинградского завода «Большевик».
С 1996 по 2000-й год Мокрецов был гендиректором и соучредителем аудиторской фирмы «А&PАудит». Кстати, сведений о том, что чиновник вышел из состава ее учредителей, до сих пор не поступало. А ведь вообще-то госслужащим строго-настрого запрещено числиться в руководстве коммерческих структур. И тем более — заниматься любым бизнесом. В учрежденной Мокрецовым аудиторской фирме с 2006 года значится и его супруга.
Именно с «нулевого» года начался подъем Мокрецова по службе в налоговых органах. Начав с должности начальника отдела в Управлении МНС по Петербургу, в 2004-м он дорос до замглавы Управления. В 2004-м Мокрецов переехал в столицу на пост замглавы управления МНС по Москве. А затем возглавил Управление международных налоговых отношений Центрального аппарата МНС. Вскоре ведомство переквалифицировали в министерство, и с 19 ноября 2004-го Мокрецов стал замом главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова.
Мокрецов координировал работу ряда ключевых подразделений службы и, по данным СМИ, успешно справлялся с обязанностями — в 2006-м курируемые Мокрецовым подразделения обеспечили больше половины всех налоговых поступлений в бюджет РФ (2,85 из 5,7 трлн рублей). Под его чутким руководством были выработаны и официальные критерии «недобросовестности налогоплательщиков при уплате НДС». К «недобросовестным» отнесли поставщиков и покупателей, участвующих в возмещении НДС через счета в одном банке, а также с «неочевидной рентабельностью сделок».
Все время работы в ФНС Мокрецова считали «человеком Сердюкова», которого он даже замещал на время отпусков и командировок. По мнению инсайдеров, два чиновника сошлись во многом из-за сходства биографий и жизненного опыта. Оба родились в начале 1960-х в провинции, учились в ленинградских экономических вузах и долго работали в коммерческих структурах. В 2000-м они одновременно пришли на работу в питерское Налоговое управление, а в 2004-м вместе были переведены в Москву. После назначения Сердюкова главой Минобороны в 2007-м Мокрецов занял его место.
В октябре 2008-го Мокрецов активно участвовал в ситуации вокруг возбуждения уголовного дела из-за преднамеренного банкротства питерского ликеро-водочного завода «Ливиз». Гендиректор «Ливиза» Юрий Никулин продал основное оборудование и принадлежащий заводу участок площадью 23,4 га, из-за чего «Ливиз» фактически прекратил работу. В октябре 2008-го Мокрецов писал гневные письма генпрокурору Юрию Чайке, требуя возбудить уголовное дело против руководства «Ливиза». Однако в апреле 2011-го Арбитражный суд разрешил ЗАО «Ливиз» восстановить свою платежеспособность. Уголовное дело об уклонении от уплаты налогов закончилось оправдательным приговором.
В феврале 2009 года Михаил Мокрецов, будучи главой ФНС, стал инициатором массовых волнений в Дагестане. Своим приказом он назначил главой Управления ФНС по Дагестану Владимира Радченко. Радченко считался ставленником авторитетного миллиардера и сенатора Сулеймана Керимова, но его назначение вызвало дикий скандал — Мокрецов, что называется, «не учел национальной специфики».
По приезде в Дагестан Радченко прямо из служебного кабинета выкрали неизвестные вооруженные люди и спрятали в неизвестном месте. Тут же начались массовые протесты «рядовых дагестанцев» — против Радченко выступили лезгинские и аварские властные элиты, в том числе их представители, сидевшие на высоких постах в Москве. Дошло до того, что президент Дагестана Муху Алиев прямо обвинил в возникшем скандале Михаила Мокрецова. Тот якобы санкционировал назначение Радченко в обход принятых чиновных процедур и не согласовал вопрос с региональными властями. Дагестанский президент был зол настолько, что не поленился лично приехать в Москву. В итоге новым главой УФНС Дагестана назначили Николая Чичварина, а Радченко тихо уехал обратно.
На посту главы ФНС Мокрецов провел несколько серьезных реформ — например, значительно сократил количество управлений в ведомстве (с 22 до восьми) и переподчинил часть из них напрямую себе. Но хватало и недочетов — по словам экономистов, из-за неважного администрирования плохо работали налоговые льготы для инновационных проектов.
К тому же пребывание Мокрецова во главе ФНС совпало с началом финансового кризиса, вследствие которого резко усилилось давление налоговиков на бизнес. Эксперты организации «ОПОРА России» провели соцопрос среди 300 малых и средних бизнесменов в 30 регионах РФ. Оказалось, что при Мокрецове налоговики стали «кошмарить» малый бизнес в четыре (!) раза сильнее. А общее число недовольных предпринимателей за полгода выросло на 3,5 процента.
В апреле 2010-го Мокрецову пришлось уйти с поста главы ФНС. Инсайдеры говорили – просто завершился трехлетний период «кураторства» Сердюковым налоговой службы. Поэтому тогдашний глава Минфина Алексей Кудрин вернул себе контроль над налоговой службой, назначив на пост ее главы «своего» человека. Но Мокрецова вновь выручил «старший партнер».
В 2010-м Мокрецов возглавил аппарат Минобороны в ранге замминистра, став самым влиятельным гражданским лицом в министерстве — после самого Сердюкова. Правда, уже через год два старых товарища сильно поссорились. По данным СМИ, у них кардинально разошлись взгляды на распределение финансовых потоков в рамках Гособоронзаказа. Инсайдеры озвучивали другую версию – якобы Мокрецов насмерть поссорился с протеже Сердюкова Евгенией Васильевой. Той самой, которая позже прославилась на всю страну благодаря делу о миллиардных растратах имущества компании «Оборонсервис».
В 2011-м в карьере Мокрецова наступила затяжная «черная полоса». Летом 2011-го он лишился поста главы аппарата Минобороны (на его место взяли протеже Сердюкова Елену Васильеву). В сентябре 2011-го Мокрецов попал в правительственный «черный список» топ-чиновников, напрямую ответственных за срыв важных госпроектов. А в ноябре того же года его сняли и с поста замминистра обороны.
Однако не у дел Михаил Мокрецов оставался недолго. Уже 30 января 2012-го его назначили помощником полпреда президента по СЗФО Николая Винниченко, поручив отвечать за реализацию социальной политики. На «социалке» в округе бывший топ-чиновник просидел чуть больше года. Уже в апреле 2013-го Мокрецов стал вице-губернатором Смольного. Сегодня он курирует такие сферы, как учет госимущества, управление и распоряжение им, инвентаризация и мониторинг земель и землеустройство на территории Северной столицы.
Также в сферу его ответственности входят вопросы госуправления в сфере имущественных отношений и управления федеральной собственностью на территории города. Мокрецов полностью координирует и контролирует работу КУГИ и комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Сын Михаила Мокрецова в разное время занимал видные посты в правительстве Петербурга — например, в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам.
Мокрецова называют членом «команды Сечина» — некогда «серого кардинала» Кремля, а ныне президента нефтяной компании «Роснефть». Несмотря на столь «скромный» пост, на деле Сечин фактически контролирует всю нефтегазовую отрасль страны. По мнению политологов, несмотря на формальный уход из Кремля, реальные позиции Сечина во властной элите очень крепки. А значит, «крыша» у Мокрецова – крепкая и очень долговременная.