Монополисты-поставщики ресурсов в Петербурге без конца ругают управляющие компании за утаивание денег клиентов, однако создавать комфортные условия для прямых расчетов с населением почему-то не спешат.

«Мойка78» сравнила, как работают пять компаний: «Петроэлектросбыт», «Водоканал», ГУП «ТЭК», «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ТГК-1. Каждая из них предлагает петербуржцам воспользоваться услугой «Личный кабинет», у некоторых есть по два или даже три таких сервиса. Правда, в масштабах города все это — капля в море.

Поддерживает процесс перехода на прямые платежи (и, соответственно, развитие необходимых сервисов) вице-губернатор Игорь Албин. Главное, по мнению чиновника, обеспечить прозрачность.

«В этом процессе есть две вещи, на которые надо обращать внимание. Первое – общедомовые расходы. Жители должны понимать, каким образом они будут аккумулироваться и как будет взиматься за них оплата, вторая вещь – социальная поддержка в жилищной сфере через бюджетную систему», — считает Албин.

Так, например, у компании «Петроэлектросбыт» есть по меньшей мере три сервиса: «Оплата электроэнергии онлайн», «Личный кабинет», виртуальные приемные на сайте и в соцсетях. Помимо этого работает сервис, позволяющий приобрести счетчик электроэнергии, вызвать сантехника или электрика.

«Когда личный кабинет только появился, мы несколько лет размещали билборды на станциях метро, баннеры с рекламой Кабинета есть также во всех наших центрах приема платежей (их посещает около 1 млн. человек ежемесячно)», — рассказали «Мойке78» в компании.

Вместе с этим, «Петроэлектросбыт» в 2016-2017 годах предоставлял пользователям своих сервисов скидки, дарил подарки от партнеров. В результате на сегодняшний день услугой «Личный кабинет» пользуются около 400 тыс. петербуржцев. При этом только половина из них — для оплаты электричества.

«Так как в части финансов люди крайне консервативны, именно для оплаты пока личным кабинетом пользуются не все. Многие платят традиционными способами: через кассу или через терминалы, а личный кабинет используют для передачи показаний и дополнительного контроля начислений», — пояснили в компании.

Аналогичная ситуация сложилась и в «Водоканале». Услугой «Личный кабинет» этой компании пользуются 14,7 тыс. абонентов. «Из них физические лица — 6 911, индивидуальные предприниматели – 782. По статистике наиболее часто абоненты используют функцию ЛК – внесение показаний», — сообщили нашему изданию в «Водоканале».

Отдельно платежи через сайт компания не отслеживает, так как вся информация о расчетах поступает в реестрах Сбербанка вместе с оплатой другими способами. Непосредственно рекламой своего «Личного кабинета» «Водоканал» не занимается. Узнать об этой услуге абоненты могут на сайте компании, из условий договора или, прочитав в квитанции.

В свою очередь, ГУП «ТЭК» впервые начать прямые расчеты с населением планирует в феврале 2018 года, и пока электронные сервисы компании не предусматривают возможности оплаты.

Тем не менее на сайте компании есть «Личные кабинеты» для трех типов клиентов: «Личный кабинет жителя» с информацией об условиях договора и плановых отключениях, «Личный кабинет абонента» для работы по действующим договорам теплоснабжения, а также «Личный кабинет клиента», предназначенный для оптимизации документооборота.

По данным ГУП «ТЭК», «Личным кабинетом абонента» пользуются 158 человек, «Личным кабинетом клиента» — 293, сообщили «Мойке78» в пресс-службе компании.

Еще около 2 тыс. клиентов ГУП «ТЭК» пользуются сервисом электронного документооборота компании.

«Клиенты — физические лица не используют «Личный кабинет» для оплаты услуг. Портал ГУП «ТЭК СПб» на данный момент вообще не предусматривает функционала электронной оплаты», 

— пояснили в ГУП «ТЭК».

Перейти на прямые расчеты с населением компания планирует в феврале 2018 года (об этом «Мойка78» писала ранее). Сейчас в ГУП «ТЭК» идет разработка системы, благодаря которой петербуржцы смогут оплачивать тепло через сайт компании. «ГУП «ТЭК СПб» разрабатывает техническое задание для создания функционала электронных платежей на портале. Такая возможность появится у абонентов  уже в середине 2018 года», — пояснили в компании.

Тем временем свой «Личный кабинет» уже тестирует компания «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».

Обновленный сервис поставщики газа запустили в сентябре 2017 года. «Так как данный сервис находится на доработке, связанной с повышением качества обслуживания абонентов и новых возможностей, на сегодняшний день пока рано говорить о каких-либо итогах», — рассказали нашему изданию в компании.

Отдельной рекламы этого сервиса нет. «Вся необходимая информация о сервисе находится в открытом доступе на корпоративном сайте компании, а также указывается на квитанциях на оплату газа», — добавили в «Газпроме».

Гораздо активнее свой «Личный кабинет» продвигает компания ТГК-1. Сервис запустили 27 декабря прошлого года.

«Информация о возможности оплачивать услуги «ТГК-1″ онлайн была размещена на оборотной стороне квитанций, сайте энергокомпании, официальных сообществах в социальных сетях, а также в ряде средств массовой информации», — рассказал нашему изданию представитель ТГК-1.

За месяц после запуска сервиса в «Личном кабинете» зарегистрировались 119 абонентов. При этом на прямых договорах с ТГК-1 взаимодействуют жители 537 многоквартирных домов, а на прямых платежах — жители 194 домов.

Напомним, сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о переходе на прямые расчеты между населением и ресурсоснабжающими организациями. По замыслу авторов инициативы, в скором времени РСО смогут исключить из цепочки управляющие компании, а в будущем — прямые расчеты превратятся в обязательное условие для всех участников рынка.