Потомок вице-адмирала Головнина хочет разобраться, почему могила его заслуженного предка сдана городскими властями в аренду
Потомок кругосветного путешественника и реформатора флота Василия Михайловича Головнина исчерпал все возможности, чтобы заставить Смольный расторгнуть договор аренды земельного участка, на котором находится склеп вице-адмирала, и обратился к президенту Российской Федерации. «Мойка78» разбиралась, почему рядом с фамильным склепом находится пункт приема металлолома. Как-то это не вяжется с увековечиванием памяти не самого последнего человека в истории России.
Головнин vs Резанов
Василий Головнин для своего времени был выдающейся личностью. Он совершил в начале XIX века два кругосветных путешествия, одно из которых было первым — на корабле русской постройки. Во время первой кругосветки, будучи взятым в плен японцами, обернул ситуацию так, что заложил начало дипломатических отношений между Россией и Японией и был освобожден пленившими его. Тут хочется добавить, что, по мнению Головнина, русско-японские отношения были категорически испорчены набегом на торговые поселения островов Сахалин и Итуруп русских моряков на фрегате «Юнона» и тендере «Авось» по приказу командора Николая Резанова, того самого, который стал героем романтической рок-оперы «Юнона и Авось». Нет, романтика была, были «Юнона» и «Авось», был Резанов, была Кончита, но был и бизнес.
Головнин вопреки сложившемуся сейчас образу считал, что Резанов преследовал чисто меркантильные цели, поскольку возглавлял после смерти своего тестя, Григория Шелехова, торговую Российско-Американскую компанию, известную своими бесчинствами по отношению к местному населению берегов северной части Тихого океана, и которую не пускали в Японию. Подробнее судьбу вице-адмирала можно узнать из его собственных записок, неоднократно издававшихся.
В 1831 году Василий Головнин был похоронен на Митрофаньевском кладбище Петербурга.
Митрофаньевское кладбище признано объектом культурного наследия регионального значения, на котором находится официально признанное памятное «Место склепа над могилой вице-адмирала В.М. Головнина и его семьи».
Как рассказал «Мойке78» один из потомков вице-адмирала, Петр Головнин, в 2017 году над склепом был установлен временный закладной камень.
«На торжественном открытии закладного камня присутствовал вице-консул Японии господин Ватанабе. Но проблема в том, что город сдает в аренду могилу моих предков. Я — и не только я, считаем, что это недопустимо»,
— возмущается Головнин.
А тот ли склеп?
Как следует из кадастрового плана, склеп располагается на земельном участке с кадастровым номером 78:32:0800201:3 (по адресу: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 15, лит. А), находящемся на праве долгосрочной аренды у АО «ГРАНИТ-ВТ». В Информационно-аналитическом центре (ИАЦ) «Помним всех поименно», специалисты которого борются за реализацию проекта мемориальной зоны Митрофаньевского кладбища, а также помогают Петру Головнину, никто не имеет ничего против этого предприятия — оно специализируется на разработке и производстве вычислительных и периферийных электронных модулей и систем на их основе, и, безусловно, заслуженное в своей отрасли. Но участок со склепом Головнина отдан в субаренду, он используется для размещения пункта приёма металлолома, где происходит его складирование и прессовка.
Обращение в комитет имущественных отношений (КИО), как пояснил Головнин, ни к чему не привело.
«Вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов ответил, что КИО не видит причин для расторжения договора аренды, отмечая, что на этом участке находится здание, находящееся в собственности у арендатора»,
[/quote_quote]— пояснил Петр Андреевич.
В компании «ГРАНИТ-ВТ» «Мойке78» сообщили, что памятное место отмечено на плане границ Митрофаньевского кладбища без четких координат и привязок на местности. «Головнин, как непосредственно заинтересованное лицо, неоднократно менял свое мнение о месте расположения склепа, в том числе указывал и на фундамент за пределами границ спорного земельного участка. Мы предлагали ИАЦ выкупить здание, после чего было бы возможно переоформление арендного договора», — пояснил собеседник «Мойки78».
В ИАЦ же это предложение считают издевательством, поскольку руководству предприятия хорошо известно, что у общественной организации нет и не может быть таких денег.
В итоге Головнину и пришлось написать письмо президенту России в защиту памяти предков — своих, да и многих других, чьи предки также похоронены на Митрофаньевском кладбище, которое, не очистив от арендаторов, не превратить в мемориальную зону, как это, собственно, задумано правозащитниками и формально одобрено городскими властями.