Поставщики тепла, света и газа в Петербурге уже давно вынашивают идею перейти на прямые договоры (и расчеты) с населением. Попробовать свои силы они смогут уже совсем скоро. Но получится ли у них?

Как рассказал глава Минстроя Михаил Мень в интервью «Российской газете», законопроект о прямых расчетах между ресурсоснабжающими организациями и населением вступит в силу к 1 апреля. По словам министра, жители многоквартирных домов смогут на общем собрании самостоятельно выбрать, как им платить за коммуналку, — через управляющую компанию или напрямую поставщикам.

«Для потребителя по сути ничего не изменится. Также будет приходить платежный документ. Единственной разницей будет то, что средства будут перечислять напрямую поставщикам ресурсов, а на счета управляющих компаний будет попадать только плата за жилищные услуги — уборку, содержание дома, текущий ремонт и так далее», — рассказал Михаил Мень.

Действительно ли для горожан ничего не изменится? Управляющие компании за последние годы создали устойчивую систему расчетов (и генерации долгов перед ресурсниками), наладили работу с вычислительными центрами (с ВЦКП в Петербурге, например), а у ресурсоснабжающих компаний всей необходимой инфраструктуры пока что нет.

По новому закону, если жильцы дома решают перейти на прямые расчеты, ресурсники должны будут подготовить все необходимое в течение трех месяцев. О желании работать напрямую с жителями они — ресурсники — говорят уже больше года, однако за все это время необходимая инфраструктура так и не появилась.

Недавно «Мойка78» сравнила, как пять ресурсоснабжающих компаний в Петербурге — «Петроэлектросбыт», «Водоканал», ГУП «ТЭК», «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ТГК-1 — работают со своими клиентами, какие возможности по оплате своих услуг предоставляют. Исследование показало, что «личные кабинеты» есть у всех городских монополистов, однако не везде возможно оплатить услуги, да и вообще этими сервисами мало кто пользуется.

Например, у компании «Петроэлектросбыт» есть по меньшей мере три сервиса — «Оплата электроэнергии онлайн», «Личный кабинет». Общее количество пользователей — около 400 тыс. петербуржцев, однако платят за услуги компании через эти сервисы только половина.

Есть свой «Личный кабинет» и у Водоканала, им пользуются около 14,7 тыс. клиентов. Как и в случае с «Петроэлектросбытом» — в основном для внесения показателей со счетчиков, а не для оплаты.

Если у Водоканала возможность оплатить услуги через интернет просто не пользуется популярность, то у ГУП «ТЭК» ее нет вовсе. Первые прямые договоры компания намерена заключить в феврале, а вот сервисы оплаты онлайн — создать к середине года.

Чуть раньше этим вопросом озаботились в «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»и ТГК-1. Газпром запустил свой «Личный кабинет» в сентябре прошлого года, и пока данных о его популярности нет. Сервис ТГК-1 заработал в декабре 2017-го, и к февралю там зарегистрировались 117 человек.

Чтобы привести свои «Личные кабинеты», у петербургских ресурсников есть еще чуть больше месяца. В противном случае петербуржцы вряд ли захотят переходить на прямые расчеты с ними.

Напомним, за деятельность этих компании и переход на прямые расчеты в Петербурге курирует вице-губернатор Игорь Албин. Он, к слову, еще в 2015 году высказывался за прямые договоры между ресурсниками и петербуржцами.