Эксперты считают, что уголовное дело в отношении главы ГУП «Петербургский метрополитен» направлено на то, чтобы снять его с должности.
Начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин неоднократно предлагал руководству города написать заявление об увольнении по собственному желанию, но ему каждый раз отказывали. Об этом «Мойке78» рассказал источник в Комитете по транспорту, настаивая на том, что мнение адвоката Владимира Львова, который представляет интересы Гарюгина в деле о превышении должностных полномочий, — его частное.
Наивно думать, что в нашем городе, или скорее всего в Москве, нет лиц, заинтересованных в получении контроля над постоянными финансовыми потоками, которые текут в метрополитен. Это оплата проезда, это начисления из бюджета Петербурга, реклама, установленные банкоматы и газетные павильоны «Первой полосы». Конечно, дополнительные доходы — это мизер по сравнению с деньгами за проезд, которые получает служба сбора доходов метрополитена от сотен миллионов пассажиров. Еще более соблазнительная статья — это расходы. На ремонт вестибюлей, тоннелей, эскалаторов, оборудования, на закупку подвижного состава и прочая, и прочая, и прочая. А на закупках сегодня, имея право подписи, не зарабатывает только ленивый.
Это уже аксиома — если руководителя действующего предприятия обвиняют в воровстве, на его место метят честные воры. И когда два года назад в отношении Гарюгина было возбуждено уголовное дело Главным следственным управлением СК РФ с дислокацией в Петербурге, губернатору города Георгию Полтавченко не раз поступали предложения уволить главу метрополитена. Но получали логичный ответ — пока вина Гарюгина не доказана, он будет возглавлять это важное для города предприятие.
Чтобы понимать: метрополитен — это сложнейший механизм, построенный на взаимодействии его служб, и если сбой происходит в одной части, то это сильно отражается на всей структуре.
Владимир Гарюгин возглавляет ГУП с 1990 года. Сейчас метрополитен — это 113,5 километров путей, 5 линий, 67 станций, 7 пересадочных узлов, 74 вестибюля, 263 эскалатора, 6 траволаторов, 5 депо, 1757 вагонов с износом инвентарного парка в 67 процентов и 16,5 тысяч сотрудников. И все работает как часы.
Но когда есть интерес «иных сил», многие будут землю рыть, чтобы только найти что-нибудь, за что можно привлечь руководителя успешного относительно действующих на него факторов предприятия.
Первыми в метро пришли аудиторы Контрольно-счетной палаты Петербурга. И уж нарыли так нарыли!
«С 2011 по 2013 годы метрополитен причинил городской казне ущерба не менее 9,2 млрд рублей в ходе строительства пяти станций метро с торговыми комплексами над вестибюлями. Заключены 292 незаконные сделки на общую сумму свыше 7,3 млрд рублей»,
— говорилось в отчете КСП.
Следующим пришел СК РФ. Такие суммы! И тоже начали рыть. Изучили инвестиционные договоры по станциям метро «Бухарестская», «Обводный канал», «Международная», «Звенигородская», торговые центры над которыми принадлежат холдингу «Адамант», и «Адмиралтейская», торговый центр над которым принадлежит ЗАО «СоветниК». И вместо миллиардов «нарыли» 466 миллионов рублей на фундаменте, который строился на бюджетные деньги, но на котором кроме конструкций городского метрополитена строит здание ТРК. При этом ГУП провел экспертизу и вычислил нагрузку, после чего «СоветниК» перечислил в бюджет 271 миллион рублей. Но следствие эту информацию, похоже, проигнорировало, так и оставив сумму в размере 466 миллионов рублей.
К слову сказать, метрополитен отбился от КСП, опротестовав все ео выводы в Арбитражном суде по Петербургу и Ленинградской области. После этого и уголовное дело прекратили. Но что-то опять случилось, и материалы дела забрал себе центральный аппарат СК РФ, и Гарюгин стал обвиняемым.
Что получается? Губернатор категорически защищает главу метрополитена. А Игорь Албин заявляет, что тому придется доказывать свою невиновность, чем насмешил полстраны, признав при этом Гарюгина профессионалом высокого класса.
Албин в свое время добился отставки последнего директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликса Кармазинова. Тот неоднократно отбивал атаки на свои позиции, но потом здоровье сдало, и он уволился по собственному желанию. Тот же Албин уже долго пытается найти конкурентов «Метрострою», сетуя на его монополию в сфере строительства метро в Петербурге. И после этих заявлений чиновника в Управление «Метростроя» с завидным постоянством начали ходить с обысками сотрудники ФСБ.
Сам Гарюгин отрицает кадровую подоплеку в своем деле, но его адвокат в этом уверен на сто процентов.