Когда-то давно блогеры рекламировали бинарные опционы, наушники и помады. Интернет на месте не стоит: растет аудитория, множатся гонорары и увеличиваются масштабы. Еще вчера продвигающие букмекерские конторы блогеры теперь рекламируют президентские выборы. Что из этого вышло, расскажет «Мойка78». 

Почему ютуб стал интересен политикам 

Восприятие видеоблогинга сильно изменилось. Блогеры, которые раньше, казались просто забавными ребятами с камерами, теперь называют себя лидерами мнений. И не напрасно: молодежь, которая телевизор последний раз видела у бабушки в деревне, за информацией идет не на «Первый» или «Россию-1», а на канал условного Соболева. Аудитория топовых ютуберов выросла до нескольких миллионов, ролики набирают от 800 тысяч до десятков миллионов просмотров. Такой всплеск популярности не остался незамеченным властью. 

Для политиков, впрочем, ютуб — все еще загадка. Они видят, что перед ними растет мощный инструмент влияния но, как им пользоваться, пока не понимают. Все попытки власти сотрудничать с блогерами пока вызывали преимущественно негативную реакцию. Так, большинство критически высказалось по поводу выступления в госдуме Александры Балковской, более известной как Саша Спилберг, и по поводу создания Совета блогеров, опять же при Госдуме. 

Привлечь видеоблогеров решили и к повышению явки на выборах. Интернет-издание Lenta.ru запустило проект «Кто твой кандидат». По задумке 9 блогеров по очереди должны были выпускать свои варианты агитационных роликов. 

«Посмотри ролики кандидатов и пойми, почему лучше голосовать по-настоящему на выборах 18 марта»,

— писала Lenta.ru.

Первые реакции

Первые видео выложили 6 марта. Реакция на них хоть и была неоднозначной, много шума не наделала. Авторами роликов стали малоизвестный Стас Ёрник и антагонист ютуба Даня Комков. То, что делает на своем канале Ёрник, говоря откровенно, мало трогает элиту ютуба и большинство зрителей. Что касается Дани Комкова, то к зашкварам от него все привыкли. Комков — один из продюсеров и член жюри скандального ютуб-шоу «Hype Camp». За его дерзость и резкие высказывания в адрес детей-участников «Hype camp» Комков в этом году получил на ютубе больше всего негатива. 

Обстановка на ютубе накалилась, когда 11 марта свой агитационный клип выложил Никита Гридин a.k.a. Кузьма. Cтарожил ютуба c миллионной аудиторией в конфликты до этого не встревал. Ролики снимает в основном развлекательного характера: скетчи, реакции и обзоры на еду. Подписчиков у Кузьмы хоть и сравнительно немного, но имя его знают многие и ни с чем негативным оно прежде не ассоциировалось. 

Следом за Кузьмой ролик выложил его лучший друг Юлик. Такого «предательства» аудитория не ожидала. Отхвативший кусок славы на критике всеми нелюбимого реалити-шоу «Hype Camp» Юлик был на пике популярности. Он купался в обожании, рекламных интеграциях и лайках. 

Ситуация для блогера резко изменилась с выходом агитационного клипа. Подписчики посчитали это предательством, а Юлика обвинили в продажности, назвали кремлеботом и приговорили к фуре дизлайков. Впервые за долгое время статистика канала парня начала падать. От него отписывались, а сам клип набрал рекордные для Юлика 108 тысяч дизлайков. Для сравнения, под прошлом роликом их всего 3 тысячи.

Ютуберы, в проекте Lenta.ru не участвующие, отреагировали быстро. Комментарии их были беспощадны. Они снимали видео, в которых осуждали участников-агитаторов, и обвиняли их в том, что они слишком далеко зашли в своей алчности. Деньги деньгами, а выборы — это тема серьезная. Так, например, петербургский блогер Дмитрий Ларин посчитал, что теперь люди, снявшие клипы, просто не имеют права возмущаться происходящим в стране, так как сами приложили к этому руку. 

Особенно остро восприняла клип Юлика Катя Клэп, чье лицо один раз мелькнуло в агитационном ролике блогера.

«Поднимаешь качественный контент на YouTube, поднимая явку? На здоровье. Я свое согласие на участие в предвыборной агитации не давала. Тонешь сам, не тяни других»,

— высказалась Клэп в твиттере.

Юлик поначалу претензии Кати воспринял с сарказмом и снял ролик, в котором с издевкой пародировал блогершу. Дизлайки и отписки от этого только увеличились. Юлик видео быстро удалил, а на его место загрузил другой ролик, в котором извинялся перед Клэп. Но было уже поздно, репутация испорчена.

Слился, скатился 

Поскольку имена участников становились известны по мере выхода клипов, оставшиеся блогеры попытались по-тихому слиться. Дизлайков, отписок и всеобщего гнева не хотелось никому. 

Увы, откреститься от проекта «Кто твой кандидат» у блогеров не вышло. На сайте Lenta.ru ютуберы, чьи ролики еще не вышли, были представлены в виде темных силуэтов. Не совсем понятно, как —  то ли кто-то обнаружил ошибку в коде сайта, то ли подписчики просто угадали по силуэтам — но личности остальных участников тайной для всех быть перестали. Еще до выхода их роликов все знали, что остальные пять — это Юрий Хованский, Лиззка, Даня Кашин, Руслан Тушенцов и Маш Милаш.

Первым свое участие в проекте опроверг Юрий Хованский. Блогер очень натурально возмутился тем, что его лицо засветилось в проекте Lenta.ru.

«Я не понимаю, почему я есть в каких-то кремлевских пулах и в коде Ленты.ру — в президенты я не избираюсь, Навального диссить не планирую, да и вообще, если кто-то хотел занести мне за что-то бабки, то пора бы уже занести, а то дизлайки я уже получаю, а денег в глаза не видел»,

— написал Хованский в твиттере.

Все его возмущения обесценились, когда уже на следующий день на канале Хованского вышел музыкальный клип, в котором он пел строчку: «Свой взрослый выбор в конце марта на выборах», а на фоне красовался огромный лист с цифрой «18». 

И хоть, в отличие от других блогеров, Хованский ссылку в описании ролика на проект «Кто твой кандидат» не оставил, да и сама Lenta.ru позже подтвердила, что Юра к ним не имеет отношения, в чем дело, стало ясно. 

Блогер, по предположению многих, просто выплатил неустойку и от участия отказался. Агитационный ролик Хованский скрыл для просмотра на какое-то время, а позже вновь открыл. Как бы то ни было, за попытки переобуться Хованский получил больше всего неодобрения со стороны ютуберов и зрителей. Сейчас в трендах ютуба висят несколько роликов с мнениями блогеров о проекте Lenta.ru. Один из них посвящен Хованскому и называется «Самый лицемерный блогер тысячелетия».

Агитационные ролики Маш Милаш и Лиззки вышли, как и было запланировано. Девушки о конфликте вокруг проекта «Кто твой кандидат» не высказывались и старательно не замечают дизлайки и отписки.

Кстати, каналы Юлика и Лиззки после выхода агитационных роликов попали в мировой топ самых отписываемых каналов на YouTube.

Руслану Тушенцову и Дане Кашину повезло больше. Поскольку они должны были выложить ролики одними из последних, им из проекта удалось уйти почти незаметно. Собирались ли они изначально в нем участвовать, неясно. 

В финальных списках Lenta.ru кандидатов было уже шесть, силуэты Хованского, Кашина и Тушенцова со страницы проекта исчезли. 

Сейчас на сайте проходит шуточный тест. После прохождения которого предлагают посмотреть ролик одного из блогеров.

Выборы пройдут уже в это воскресенье. Ролики перестанут быть актуальными. Но блогерам вернуть любовь подписчиков уже вряд ли удастся. Как показывает опыт, на ютубе ошибки помнят долго.