Посещаемость торговых центров в Петербурге, в отличие от Москвы и Екатеринбурга, выросла после трагедии в Кемерово, свидетельствуют результаты. Однако не следует думать, что произошедшее в «Зимней вишне» уже забылось, говорят эксперты.

Аналитическая компания Watcom group сравнила число посетителей в торговых комплексах Петербурга, Москвы и Екатеринбурга на последних выходных и предыдущих, когда в произошла трагедия в кемеровской «Зимней вишне». (Результаты исследования есть в распоряжении «Мойки78».)

В Петербурге, как выяснилось, люди стали чаще ходить в ТЦ. На выходных 24-25 марта плотность потока составляла 551 человек на тысячу квадратных метров. Спустя неделю этот показатель вырос до 560 человек (плюс 1,6%).

Для сравнения — в Москве плотность потока в ТЦ за неделю снизилась на 5,8% с 590 человек на тысячу «квадратов» до 556. В Екатеринбурге спад еще больше — с 471 до 430 (минус 8,8%), свидетельствуют данные Watcom group.

По словам президента компании Романа Скороходова, колебания могут быть сильнее в некоторых товарных группах, однако серьезного «несезонного» спада ни в одном из трех городов нет. «В принципе колебания объясняются сезонными факторами, и такие флуктуации укладываются в коридор до 10%», — заявил Скороходов «Мойке78».

Результаты исследования по Петербургу укладываются в параметры статистической погрешности, считает эксперт в области PR Антон Вуйма, однако не стоит им безоговорочно доверять.

С одной стороны, считает эксперт, многие петербуржцы в последнее время зачастили в торговые центры с вполне определенной целью.

«Многие ходят в торговые центры специально, чтобы сфотографировать пожарный выход — что он закрыт. Петербуржцы фотографируют и в соцсетях вешают эти снимки», — рассказал Антон Вуйма.

Вместе с тем, в Петербурге существует традиция строить либо одноэтажные ТЦ, либо многоэтажные с большими окнами на всех этажах. «А окна добавляют некую надежду на спасение. И даже не просто окна, а гигантские окна. Это чисто петербургская тенденция. Таких глухих, как в Москве, у нас торговых комплексов нет», — пояснил собеседник «Мойки78».

С другой стороны, некоторые компании, занимающиеся исследованиями, могут быть замотивированы владельцами ТЦ.

Дело в том, объяснил, Антон Вуйма, что последствия такого негативного события, как трагедия в Кемерово, ощущаются месяцами. А после пожара в «Зимней вишне» не прошло и трех недель.

«Если, допустим, через три месяца люди будут уже не очень хорошо помнить событие в «Зимней вишне», тогда и негатив начнет исчезать. Но обычно это полгода — через полгода ситуация начинает нормализоваться естественным путем», 

— считает эксперт в области PR.

При этом любое упоминание трагедии применительно к ТЦ вообще только усугубляет положение.

«Любое упоминание торговых центров в связи с этой трагедией играет на минус для торговых центров. То есть упоминания в виде проверок, доказательства того, что в каком-то ТЦ все хорошо или все плохо, они все играют на минус», — пояснил собеседники издания.

А таких упоминаний только в Петербурге — десятки. Например, ГУ МЧС по городу ежедневно публикует информацию о проверках — в среду, 4 апреля, их было шесть. Еще одно — о пожарных учениях на пивоварне — появилось утром в четверг.

При этом результаты проверок пока неизвестны. Как заявили «Мойке78» в прокуратуре Санкт-Петерубрга, подводить итоги можно будет не раньше следующей недели.

«Если падает самолет, люди начинают меньше летать и начинают боятся авиации. Есть люди, которые боятся метро из-за терроризма. После теракта перестают ездить на метро. Также появляются люди, которые начинают панически бояться торговых центров», 

— считает Антон Вуйма.

По его словам, переломить этот тренд достаточно тяжело. Использовать для этого можно, считает эксперт, например, праздничные акции.

«Через несколько таких событий в разных ТЦ к ним (к торговым центрам — прим. ред.) снова начинает привлекаться такое же внимание, как было до негативного события», — резюмировал PR-специалист.