Новому руководителю УФССП по Петербургу Анне Лашковой придется искоренять недостатки и нарушения, которые позволяли себе допускать судебные приставы.

Назначенная сегодня на должность главного судебного пристава города Анна Лашкова пообещала сотрудникам Управления ФССП по Петербургу, что у них впереди «большая напряженная работа». «Мойка 78» предполагает, что эти слова относятся к искоренению недостатков в работе, допущенных в прошлые годы, о которых юристы в Петербурге могут говорить часами.

Надеемся, что Лашкова, имея за спиной серьезный послужной список, справится с этой задачей.

Она родилась в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургский Университет МВД России и на гражданской службе состоит 21 год, из которых 17 — в УФССП. И начинала Анна Евгеньевна свою трудовую деятельность с должности судебного пристава-исполнителя. Но уже в 2008 году заняла должность заместителя руководителя Управления и курировала вопросы принудительного исполнения решений суда и актов иных уполномоченных органов, а также оценки, хранения и реализации арестованного имущества.

И как раз к этой сфере чаще всего имеют претензии юристы, участники процессов, да что говорить, и вообще граждане и предприниматели, порой не имеющие к какому-либо спору никакого отношения.

Бездействие или излишнее рвение

Самая безобиная на первый взгляд проблема — отсутствие в базе должников конкретных исполнительных дел, а также каких-либо уведомлений должнику со стороны судебных приставов. Ну, например, предположим живешь ты себе и в ус не дуешь. Вдруг по СМС приходит сообщение из банка, что твой счет арестован, и соответственно, ты не можешь даже сходить в магазин — карта заблокирована для исходящих транзакций. В банке тебе объясняют, что соответствующий арест наложен службой судебных приставов. При этом, ты об этом ни сном, ни духом.

Ты вообще не получал никаких извещений о том, что у тебя есть долг (например, по уплате штрафов ГИБДД, назначенных по видеофиксации), и ни в каких судебных процессах ты не участвовал. Открываешь сайт судебных приставов и вбиваешь свою фамилию в базе должников. Там твоих данных нет. А ведь кроме данных должно быть указано, какой пристав занимается твоим делом, и в каком подразделении он служит. Знаете, сколько времени, как рассказывают юристы, надо потратить на то, чтобы выяснить, где вообще находится исполнительное производство в отношении тебя, и найти конкретного пристава? Не менее месяца. А счет, напоминаем, заблокирован.

Самое распространенное нарушение, с которым сталкиваются взыскатели, это бездействие судебных приставов. Допустим, частное лицо или компания выигрывает суд, и должник обязан перечислить тебе энную сумму. И вот, решение на руках есть, исполнительный лист приставам передан, а те ничего не взыскивают. Вот он должник — это гражданин, не вернувший долг, или фирма, задолжавшая за поставку товара. А пристав пишет, что он должника не может найти и счетов его не может найти. В общем, денег нет, и, похоже, не будет. При этом, когда взыскатель оспаривает в суде бездействие пристава, тот приносит бумажки, согласно которым и должника-то он искал, и сведения о счетах запрашивал… но ничего не нашел. И суд отклоняет иск взыскателя. У того шок. Да вот он должник, я его каждый день вижу (или фирма работает и продолжает заниматься поставками), как так найти не можете? Но «не можут».

К слову, о бездействии и волоките говорят не только взыскатели или их юристы. Прокуратура также неоднократно указывала приставам на такие нарушения. Достаточно зайти на сайт прокуратуры Петербурга.

«Проверки показали, что по-прежнему актуален вопрос соблюдения законодательства об исполнительном производстве: судебные приставы-исполнители не совершают все необходимые действия по установлению имущества должников, в том числе направление запросов и получение ответов из регистрирующих органов. Также приставами нередко допускаются факты незаконного вынесения постановлений об окончании исполнительных производств», — сообщало надзорное ведомство. 

Интересно, что каких-то замечаний в работе приставов со стороны должников очень мало. Похоже, должник, самый защищенный участник процесса в этом смысле. Или у него ничего нет, и пристав пишет, что у него ничего нет. Или есть настолько мало, что, например, миллион рублей он будет взыскивать с него 20 лет, если не больше. В этом случае могут пострадать вообще посторонние лица. Например, наложено взыскание, например, на ООО «Василек», которое занимает одно общее помещение, например, с ООО «Ромашка». Приходит пристав в офис, видит компьютер, и забирает его для реализации. Но оказывается, что это компьютер принадлежит «Ромашке». И та не может придти к приставам и просто так забрать его, как это сделали сами приставы. «Ромашка» должна пойти в суд. И суд примет решение в ее пользу. Только на это уйдет больше месяца, а пристав к тому времени уже реализует компьютер «Ромашки» перечислив вырученные деньги в обеспечение долга «Василька».

Арестовал и сдал в аренду

И огромное количество примеров очень похожих на самоуправства приставов. Например сотрудник юридической компании «Апелляционный центр» рассказал о проблемах своей клиентки.

«У нее скончался муж, а до своей смерти он взял в кредит дорогой автомобиль. Суд принимает решение забрать его под реализацию, чтобы вернуть деньги банку. Пристав изымает автомобиль, передает его на ответственное хранение банку, а сам должен как можно быстрее реализовать его. Но проблема не решается. Банк ждет денег, требует их с вдовы заемщика, та начинает искать машину по адресу указанного места ответственного хранения, а там ничего нет. Оказывается, пристав не занимается реализацией (и автомобиль с каждым месяцем дешевеет), а на машине радостно катаются менеджеры среднего звена банка, не думая о том, что их банк ждет денег»,

— рассказывает юрист.

А адвокат Александр Чангли сообщил, что работая одному гражданскому процессу им пришлось возбуждать в отношении приставов уголовное дело.

«История банальна. В рамках обеспечительных мер, принятых судом по иску, пристав арестовывает квартиру предполагаемого должника. Но его начальник берет на себя смелость, и, пользуясь электронной подписью пристава, снимает арест. В результате потенциальный должник быстро продает квартиру, избавляя себя от каких-либо объектов взыскания»,

— пояснил адвокат.

Прокуратура не говорит о конкретных случаях самоуправства, но постоянно сообщает о вынесении приговоров бывшим судебным приставам по обвинению во взяточничестве. За последний год пять таких осужденных экс-приставов были отправлены в колонии. А ведь, где взятки, там и самоуправство, а то за что их иначе брать или давать?

Таких историй о бездействии или самоуправстве судебных приставов очень много. И они характерны не только для Петербурга, но и для всей России в целом.

В общем, желаем Анне Лашковой добиться того, чтобы в Петербурге граждане и предприниматели не жаловались на ее сотрудников.