Российские бизнесмены, которые не восприняли всерьез требование президента вернуть деньги на родину, получили санкционный удар. Теперь свои капиталы в Россию они вернуть вынуждены. Власти готовы подстелить соломки для потерявших миллиарды только на падении курсов акций олигархов — им откроют офшоры.
Обсуждается создание двух специальных территорий — в самой западной и самой восточной точках России. Офшорными станут остров Октябрьский в Калининграде и остров Русский в Приморском крае.
Россия с распростертыми объятьями ждет возвращения капиталов тех, кто попал в черный список США. Правительство гарантировало поддержку пострадавшим. Среди них, напомним, занимающий 248 место по версии американского Forbes Олег Дерипаска, председатель правления ВТБ Андрей Костин, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов.
Чтобы в Петербург чаще наведывались не только опальные олигархи и прикормленные инвесторы, бизнес стоит избавить от гнета бюрократии. Многочисленные ведомства и требуемые ими документы Смольный пытается впихнуть в принцип одного окна, но бизнесмены продолжают жаловаться на бюрократические препоны, которые мешают нормальной работе и портят инвестиционный климат в Петербурге.
При этом манипуляции с бюрократической машиной в Смольном крайне нелогичные. Напомним, в 2015 году решением Георгия Полтавченко были объединены Комитет по управлению городским имуществом и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. В новом Комитете имущественных отношений тут же началась смена глав.
Не прошло и три года, как в Смольном созрела новая идея — отдать часть функционала КИО Комитету по инвестициям и Комитету по градостроительству и архитектуре. Причиной необходимости перекроить функции назвали негативное влияние на инвестклимат. Потенциальным инвесторам, о которых заботятся столь странным образом, остается гадать, куда и с каким набором документов им придется идти в следующий раз.
А взаимодействующие с инвесторами комитеты потом судятся с ними же. Смольный «передумывает» или находит нестыковки с Генпланом. Так было с инвестором Орловского тоннеля, инвестором многофункционального центра «Астана», инвестором Театра песни Аллы Пугачевой и многими другими.
Последнее громкое разбирательство в суде завершилось победой инвестора. Речь идет о споре ООО «Лахта Плаза» и КИО из-за отказа в продаже участка под гостиничный комплекс. В итоге Арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев в конце марта кассационную жалобу комитета на решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, оставил решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения. ООО «Лахта Плаза» добилось признания незаконным бездействия КИО, который не принял в установленный срок решения о выкупе участка на Приморском шоссе. Суд обязал комитет продать землю по цене 227 млн 772 тыс. 168 руб. 57 коп.
Громким был и спор с ЗАО «Вертекс», которое и вовсе было резидентом особой экономической зоны. Компания, производящая лекарственные препараты, хотела выкупить участок, чтобы получить кредит под вторую очередь строительства завода. Речь шла о миллиардах рублей. Но комитет так затянул с ответом, что планы по второй очереди пришлось заморозить. Сор вынесли из избы — инвестор обращался за помощью к бывшему тогда полпредом президента РФ в СЗФО Владимиру Булавину.
Работа председателя комитета по инвестициям Ирины Бабюк также вызывает много вопросов. И, видимо, не только у инвесторов, но и у руководства. Так, глава профильного комитета не поехала на выставку MIPIM-2018 в Канны. Там делегацией Петербурга руководил вице-губернатор Игорь Албин.
А готов ли Петербург к наплыву больших денег и инвесторов-тяжеловесов? Что может предложить Северная столица блудным олигархам, да и предложит ли? Консервативные петербургские власти с неохотой делятся выгодными проектами, отмечает председатель совета директоров агентства недвижимости АРИН Андрей Тетыш.
Андрей Тетыш Фото: АРИН
«Я весьма консервативен в отношении мысли о том, что сегодняшний состав Смольного способен показать какие-то прорывные результаты по работе с теми или иными типологическими инвесторами. С одной стороны, Санкт-Петербург является практически родоначальником спецзаконодательства об инвесторах, у нас самый продвинутый закон об инвестициях, мы были впереди планеты всей с точки зрения государственно-частного партнерства: ЗСД, Воздушные ворота Северной столицы и так далее. Когда ни один из российских регионов не имел этой практики, Санкт-Петербург уже делал объекты. Но к сожалению, это хорошее наследство в последние годы очень скромно реализуется»,
— подчеркнул в разговоре с «Мойкой 78» Андрей Тетыш.
Он отметил, что ожидать прихода новых инвесторов из офшоров — не стоит. По словам Тетыша, сегодняшняя организационная структура управления в Петербурге скорее показывает эффективность в контактах с крупным окологосударственным и прямым государственным бизнесом нежели с какими-то частными инвесторами, особенно резидентами офшорных зон.
«То, что ВТБ удастся в какой-то проект вовлечь — да, в этом текущий состав правительства в целом может показывать достаточно неплохую эффективность. А вот то, что мы сманим кого-нибудь из офшорной зоны — я бы не строил таких радужных иллюзий», — резюмирует Андрей Тетыш.
Напомним, «набор» инвесторов в Петербурге стабилен, а губернатор Георгий Полтавченко в их выборе и обновлении играет пассивную роль. Его коронные выходы — только на церемониях награждения «Инвестор года» и ежегодных отчетах о том, насколько привлекателен город для инвесторов. А в это время из-под носа губернатора уводят строительную сферу. Причем рулить инвесторами и девелоперами намерен ЗакС. В парламенте разрабатывается законопроект, который замкнет на Мариинском дворце все решения о строительных проектах в историческом центре.
Еще более пессимистично настроен относительно перспектив крупных инвесторов-«возвращенцев» глава УК «Теорема» Игорь Водопьянов.
Игорь Водопьянов Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова
«Никакие большие деньги в город Петербург не придут. Есть ли они в офшорах, у кого они есть — я не знаю. Я знаю одно — никакие большие деньги в Петербург не придут, потому что в этом нет ни малейшего смысла. Деньги вкладывают, чтобы получать прибыль. Никаких прибыльных проектов в городе нет. Может, кто-то просто хочет их потратить в качестве благотворительности или подарить родному городу. Такие люди, возможно, есть, но представить их существование мне сложно»,
— заявил Игорь Водопьянов.
Варианты проектов государственно-частного партнерства он отмел, припомнив, что, например, в них участвовал ВТБ, который сложно назвать частным банком.
«У нас очень стабильная ситуация. У нас ничего не будет происходить. Ситуация очень медленно будет ухудшаться», — резюмировал глава УК «Теорема».
Андрей Тетыш все же оставляет надежду на благоприятное влияние возможного офшора в Калининградской области на экономику Петербурга. Но речь будет идти не о крупных проектах Смольного и осевших на острове Октябрьский инвесторов.
«Если на территории России появятся какие-то спецзоны и их удастся сделать не только на бумаге, а реально это будет востребовано бизнесом, то оживление общеэкономической деятельности очевидно как эффект. Петербург и Москва, как два огромных мегаполиса, обладают эффектом пылесоса. Других таких значимых городов в России нет. Скорее всего, какие-то дивиденды съест Москва — больше половины, но и Петербургу достанется», — уверен Андрей Тетыш.
По его словам, спецзоны повлияют на рост доходов населения региона, частично эти деньги будут экспортированы в виде внутреннего туризма в столицы. В Петербурге будут покупать оборудование, строительные материалы, нанимать подрядчиков, искать экспертов.
«Влияние офшоров на остальные регионы РФ будет нивелировано, а на Москву и Петербург влияние будет, и оно будет значительным», — отметил Тетыш.
Миллиарды, которые инвесторы готовы заплатить за участки и проекты, могли бы закрыть часть финансовой «дыры», образовавшейся в бюджете Санкт-Петербурга. Но сейчас обстановка в имущественном блоке Смольного такова, что предприниматели предпочитают лишний раз не связываться с чиновниками и ищут другие пути развития бизнеса.
Ну а пока потенциальные инвесторы выбирают регионы, куда они вложат свои свободные деньги, губернатор Петербурга об их привлечении и не думает. Перед ним стоят другие задачи — Георгий Полтавченко начал активную подготовку к возможным осенним выборам, чтобы снова встать у руля.