Решить проблему отдаленных районов Петербурга в Смольном решили с помощью трамваев. Строить линию легкорельса от Кировского завода до Петергофа чиновники будут по проверенной технологии — используя государственно-частное партнерство. Власти города, один раз удачно опробовав этот способ и поняв, как он работает, решили идти по проторенной дорожке.

На этот раз опыты будут ставить над многострадальным проектом, который должен был связать «Балтийскую жемчужину» с городом, но в очередной раз преобразился и дотянулся до Петергофа. 

Консервативная установка не трогать то, что работает, сложилась на фоне реализованных концессий: намыва, Западного скоростного диаметра и частного трамвая «Чижик». Не напрягаясь сами и не потроша бюджет, чиновники хотят по той же схеме строить Восточный скоростной диаметр, а в перспективе — скоростной трамвай от станции метро «Кировский завод» до Петергофа. 

При этом главным толчком к реализации давнего проекта стали не просьбы жителей «Балтийской жемчужины» — тянуть линию в Петергоф решили ради комфортного отдыха самых желанных для Петербурга гостей — китайских туристов. 

Предполагается, что проект реализуют в два этапа. Первый соединит «Кировский завод» и будущую станцию  «Путиловская» с улицей Адмирала Черокова в жилом комплексе «Балтийская жемчужина». Вторая очередь свяжет улицу Адмирала Черокова и государственный музей-заповедник «Петергоф». 

Целью проекта в Комитете по инвестициям называют улучшение транспортной доступности Красносельского, Кировского и Петродворцового районов, а также самой «Балтийской жемчужины». Отметим, трамвайная лихорадка трясла этот микрорайон с первых дней его строительства. 

«Мойка78» изучила архивы и составила хронику трамвайных инициатив, связанных с «Балтийской жемчужиной». Идеи перекраивали почти каждый год, почти с такой же периодичностью Смольный бросался в объятья потенциальных инвесторов с предложением строить то, что еще окончательно не утверждено. 

Проект китайских инвесторов возводят с 2005 года. В 2006 Смольный обещал: вот-вот состоится конкурс на право строительства надземного экспресса. «Балтийскую жемчужину» собирались связать со станцией метро «Обухово». Планировали даже завершить строительство в 2011 году. Но потом от проекта надземного экспресса Смольный отказался вовсе. 

Появилась идея прокладывать легкорельс. Этот проект летом 2013 года губернатор Георгий Полтавченко представлял генконсулу Китайской Народной Республики в Петербурге Цзи Яньчи. Совместным петербургско-китайским проектом тогда назвали трассу легкорельсового  трамвая от «Балтийской жемчужины» до станции метро «Автово». Эту же идею уже осенью того же года Полтавченко представил премьер-министру Дмитрию Медведеву, отмечая расчет на китайских инвесторов и призывая подключить Российский фонд прямых инвестиций.

В августе 2014 оказалось, что проект легкорельса перекроили. Одна конечная осталась прежней — это «Балтийская жемчужина», а вот вместо «Автово» в планах стал фигурировать «Кировский завод». Об этом стало известно на заседании совета по инвестициям.

В ноябре 2015 в Комитете по инвестициям встречали руководство «Китайской железнодорожной строительной корпорации». Представителям КЖСК уже «продавали» линию легкорельсового трамвая «ст.м. Кировский завод – МЖК «Балтийская жемчужина» — Петергоф». Китайские инвесторы обещали изучить законы петербурга в области транспорта и начать реализовывать проект.

«Санкт-Петербург для них является приоритетным регионом для инвестирования, в частности в проект строительства линий легкорельсового транспорта, к которому компания проявляет наибольший интерес», — подчеркивала по итогам встречи председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк.

А летом 2016 в проекте легкорельса всплыл давнишний партнер Петербурга по ГЧП — банк ВТБ. На ПМЭФ Георгий Полтавченко и президент банка ВТБ Андрей Костин подписали соглашение о намерениях. Банк собирался влить в инфраструктурные проекты Петербурга 20 млрд рублей и заняться веткой легкорельса от Кировского завода до Петергофа через «Балтийскую жемчужину». 

Проект легкорельса предлагали всем мало-мальски платежеспособным кандидатам. Осенью 2017 его презентовали специально для представителей китайского банка ICBC Limited и его российской «дочки» АО «АйСиБиСи Банк». Китайские банкиры трамваем в Петергоф заинтересовались и довольно кивнули на вложенные в «Балтийскую жемчужину» 50 млрд долларов.

И вот в начале апреля текущего года дело, наконец, вышло из кабинетов на этап конкурса. Город ищет партнера для прокладки и эксплуатации трамвайной линии от Петергофа до станции метро «Кировский завод».

«Объем инвестиций составит 14,4 миллиардов рублей. Средства будут вложены партнерами города на основе государственно-частного партнерства», — отмечал губернатор. Первый отрезок в 6 километров от «Балтийской жемчужины» до Кировского завода собираются запустить через 4 года после подписания соглашения. Еще три года будут строить линию от микрорайона в Красносельском районе до Петергофа.

30 лет победитель конкурса будет эксплуатировать линию и трамваи, но после этого срока объект станет собственностью Петербурга. Линия потребует 13,3 млрд рублей инвестиций, но окупить их обещают за 10 лет. 

Кто из тех, кому сватали проект, решит в него вложиться, решит открытый конкурс. Он будет по закону  «О концессионных соглашениях». Заявки принимаются до 5 июня, а победителя конкурса назовут 12 ноября. 

Открыт вопрос — продолжит ни концессионер традицию птичьих названий. Напомним, первый частный трамвай Петербурга назвали «Чижик», в пригороды летает «Ласточка», а Северную столицу с Москвой связывает «Сапсан». Какая птица на этот раз полетит по рельсам в Петергоф, выбирать подрядчику.

Самое интересное — финансовая сторона вопроса. Город будет ежеквартально с первого дня начала работы линии платить концессионеру фактический эксплуатационный платеж. Каким он будет? Комитет по инвестициям щедро делится формулой. 

Фрагмент конкурсной документации

«Для расчета размера Эксплуатационного платежа начального, определенного в качестве критерия Конкурса, стоимость проектирования и строительства Пускового комплекса 1 принималась в размере 2 715,9 (двух тысяч семисот пятнадцати целых девяти десятых) миллионов рублей (без НДС) в ценах декабря 2017 года, Пускового комплекса 2 – в размере 4 666,7 (четырех тысяч шестисот шестидесяти шести целых семи десятых) миллионов рублей (без НДС) в ценах декабря 2017 года, стоимость приобретения подвижного состава для Пускового комплекса 1 принималась в размере 1 140 (одной тысячи ста сорока) миллионов рублей (включая НДС) в ценах 4 квартала 2016 года, для Пускового комплекса 2 – в размере 830 (восьмисот тридцати) миллионов рублей (включая НДС) в ценах 4 квартала 2016 года», — сообщает конкурсная документация.

Напомним, выплаты уже стали причиной скандала в Петербурге в связи с компенсацией недополученной прибыли концессионеру ЗСД. Рассекреченный осенью прошлого года пункт концессионного соглашения гласил, что город должен партнеру по строительству Западного скоростного диаметра компенсации из бюджета.

Депутаты «Справедливой России», которые раздобыли и опубликовали соглашение, заявили, что в 2016 году компенсационный платеж города концессионеру составил 4,5 млрд руб. Но авторы расследования также выяснили, что в 2016 году ОАО «ЗСД» также получило из казны Петербурга инвестиции на  2,24 млрд. рублей. Они направлялись на реализацию долгосрочной целевой программы «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр».

Во сколько в итоге обойдется Петербургу долгожданный легкорельс из Петербурга в Петергоф, не затормозит ли он как частный «Чижик«, покажет время. Время же должно научить Смольный использовать новые инструменты для реализации инвестпроектов, а не раз за разом выезжать на затертых до дыр ГЧП и концессиях.

Еще один вопрос — попытают ли счастья в конкурсе крупные девелоперы, последовав примеру LSR. Один из масштабных строительных проектов в районе Петергофского шоссе сейчас реализует Glorax Development. Компания строит в Красносельском районе жилой комплекс «Английская миля» общей площадью 224 тыс. 913 квадратных метров. Кроме того, у этого игрока есть опыт работы на намывных территориях Васильевского острова. Там девелопер реализует проект мультиформатного комплекса Golden City. Однако, на запрос «Мойки 78» о перспективах участия к конкурсе на строительство трамвайной линии в Glorax Development на момент написания статьи не ответили.