«Мойка 78» составила рейтинг судов, которые не выйдут в акваторию Невы, потому что владельцы городских судоходных компаний недовольны Смольным. Правительство Петербурга постоянно меняет правила игры на рынке — судовладельцы в таки условиях не видят смысла в обновление водного парка и инвестировании в его модернизацию.

Петербург — не только морская, но и речная столица России. На открыточных видах города суда на Неве такая же классика, как шпиль Петропавловской крепости на фоне разведенного Дворцового моста, Зимний дворец и Спас-на Крови. Водный туризм, казалось бы, перспективная и доходная сфера экономики города, испещренного сетью рек и каналов и выходящего к Невской губе. Но на деле по водным путям Северной столицы ходят древние и непрезентабельные катера, теплоходы и катамараны, которые вместо того, чтобы привлекать туристов, скорее, отпугивают их.

При этом ссылаться на отсутствие предложений — петербургским пассажирским судоходным компаниям не приходится. Например, Средне-Невский судостроительный завод год назад в рамках Петербургского международного экономического форума представил пассажирский катамаран проекта 23290 и пассажирское судно проекта.

Катамаран, построенный из углепластика методом вакуумной инфузии, привлек внимание участников ПМЭФ. Это первое в стране гражданское судно, созданное по данной технологии. Современный и стильный, он мог бы изменить удручающую картину, которую петербуржцы и гости города наблюдают на водных артериях Северной столицы. Но дальше интереса, высказанного на словах, не пошло. И это при том, что завод готов работать по льготной лизинговой схеме.

«Опытный катамаран построен один и нацелен на внутренний рынок. Он должен прийти на смену советскому гражданскому флоту — «Метеорам» и «Ракетам». Кроме них ничего в этом кластере нет, и он просел», 

— рассказали «Мойке 78» на Средне-Невском судостроительном заводе.

Но очереди за новейшими пассажирскими катамаранами похоже нет. Судоходные компании Петербурга тратиться на углепластиковую новинку не спешат. По мнению СНСЗ, игроки этого рынка к смене флота не готовы. Они предпочитают «докатывать» то, что есть.

Катамаран проекта 23290. СНЗС

Пока владельцы прогулочного флота не хотят обновляться, а Смольный волевым решением не принуждает их модернизировать прогулочный флот, современные катамараны от СНСЗ могут уплыть в Крым. 

Есть и унифицированный проект — катер «Рондо», но пока его главный заказчик — ФСБ. При этом катер вместимостью 13 пассажиров после модификации может быть использован в качестве прогулочного катера для выхода на открытую воду. Но и на этот проект внимание обращают только силовые структуры.

Зато зарубежные компании уже активно интересуются новым катамараном «Грифон». Он может использоваться не только для прогулочных перевозок, но и в качестве доставщика персонала на нефтяные разработки, удаленные месторождения. Но мультифункциональность и эстетика судов пока у судоходных компаний и Смольного не в чести.

Напомним, правительство Петербурга активно внедряет и финансирует обновление пассажирского транспорта. Город закупает новые троллейбусы, трамваи и автобусы. Действовать в этой сфере, несомненно, легче — наземные перевозки обеспечиваются ГУПами.

Но есть Комитет по транспорту, который уполномочен «осуществлять организацию обслуживания населения водным транспортом Санкт-Петербурга». Почему это самое население обслуживается катерами с пластиковыми стульями на палубе, а не современными разработками петербургских же заводов,  — вопрос не только финансов.

Отметим, в навигацию 2017 года 20 судоходными компаниями из перечня Смольного по 76 маршрутам было перевезено 400 тысяч пассажиров. То есть 400 тысяч человек были готовы выложить деньги за путешествие по рекам и каналам или в Петергоф на стареньком флоте.

Перспектив у обновленного пассажирского прогулочного флота — множество, зоны роста для города, который год за годом признают лучшим направлением для туризма в разных номинациях, — практически не ограничены. Но горожан и туристов до сих пор катают вовсе не те суда, которые «Мойка 78» собрала в фотогалерее.