Контроль FIFA за использованием символики чемпионата мира по футболу — как кот Шрёдингера, вроде он есть, а вроде его и нет. Пока частные компании выплачивают многотысячные штрафы за нарушения, органы госвласти делают практически все, что хотят, и к ним — никаких претензий.

На прошлой неделе сразу три петербургские компании получили штрафы за незаконное использование символики FIFA. Одна компания использовала в своей рекламной акции словосочетание «чемпионат мира по футболу», вторая — слово «мундиаль», третья — «World cup».

Все три получили штрафы в размере от 100 до 500 тыс. рублей. В Санкт-Петербургском УФАС нашему изданию пояснили, что мониторингом использования символики FIFA в нашей стране занимается «Агентство интеллектуальной собственности» (АИС). Антимонопольные органы же рассматривают поступившие жалобы и выписывают штрафы.

На вопрос «Мойки78», поступали ли жалобы со стороны АИС на исполнительные органы госвласти, в городском УФАС ответили отрицательно.

Между тем символика ЧМ-2018 (талисман «Забивака», логотип), похоже, открыто используется, к примеру, администрацией Ленобласти.

Как ранее писала «Мойка78», фигурка волка «Забиваки» (талисман ЧМ-2018, интеллектуальная собственность FIFA) используется, в частности, на верефицированной странице Ленинградской области в соцсети «ВКонакте».

В администрации региона вопрос о правомерности использования этого образа вызвал беспокойство, подчиненные губернатора Александра Дрозденко поспешили откреститься и заявили, что эта страничка не имеет отношения к властям.

Так это или нет, решать компетентным органам. Другой вопрос — могут ли исполнительные органы госвласти без согласования с FIFA пользоваться символикой чемпионата мира. В материалах АИС говорится, к примеру, что интеллектуальная собственность футбольной организации не может быть использована в пропаганде, связанной с социальными вопросами.

«При проведении любых пропагандистских акций, связанных с текущей ситуацией и актуальными вопросами (религиозными, политическими или социальными), следует избегать использования официальной символики, чтобы не создавать ложного представления о причастности к соревнованию», — говорится в материалах АИС.

Являются ли фотографии Забиваки на верифицированной странице Ленобласти в соцсетях пропагандой, связанной с социальными вопросами, «Мойка78» попросила объяснить сотрудников АИС.

Также наше издание поинтересовалось в АИС, могут ли управляющие компании Петербурга наносить символику ЧМ на форму своих сотрудников. (Дворники в рабочей одежде с логотипом ЧМ были замечены на прошлой неделе в Петроградском районе.)

В агентстве заявили, что не уполномочены отвечать на такие вопросы, и перенаправили обращение нашего издания непосредственно в FIFA. К моменту публикации этого материала ответ еще не поступил.

Петербургские бизнесмены полагают, что FIFA и уполномоченные организации физически не смогут отслеживать использование символики везде.

«Они не смогут отследить все случаи, когда их логотипы и названия используются на уличных стендах, в магазинах», — рассказал «Мойке78» владелец сети алкогольных магазинов в Петербурге.

FIFA и АИС банально не хватит ресурсов обойти все торговые точки в спальных районах хотя бы Петербурга, уверен собеседник нашего издания. Другое дело, по его словам, интернет-публикации. Там рано или поздно символику заметят и призовут к ответу.

Впрочем, как показывает практика, не все интернет-публикации вызывают у FIFA и АИС интерес — отсутствие претензий к администрации Александра Дрозденко и управляющим компаниям Петроградского района — тому доказательство.